До 2 апреля большая часть туроператоров должна оформить финансовое обеспечение на новый срок. Вопрос, который волнует многих операторов: как получить минимальные тарифы? В этом году на рынке впервые появились посредники, которые предлагают заключить договор со страховыми компаниями на конкурсной основе - с той, кто предложит минимальный тариф. Есть и другие способы найти общий язык со страховой компанией.
Как рассказал замглавы Ростуризма Евгений Писаревский, в 2009 году страховые компании выплатили 62 млн. 954 тыс. рублей по договору страхования ответственности туроператоров. Однако собранные на рынке страховые премии значительно превосходят эти цифры. Так, согласно данным на 1 января 2010 года в Едином федеральном реестре туроператоров находится 4593 компании. Из них договоры страхования ответственности имеют 4566 туроператоров, банковские гарантии - 27; 1858 компаний занимаются внутренним туризмом, 566 - въездным.
Выездным туризмом занимаются 2169 компаний. Из них имеют финансовое обеспечение в размере 30 млн. руб. - 2083 компании (76% всех туроператоров, зарегистрированных в реестре), 60 млн. руб. - 47 компаний, 100 млн. руб. - 39 компаний. Вряд ли можно ожидать, что после 2 апреля эти цифры изменятся в значительной степени, по словам страховщиков, свою ответственность застраховало уже порядка 50-60%.
Наиболее остро вопрос оплаты новых фингарантий стоит для операторов, занимающихся выездным туризмом, которые составляют в реестре большинство. Для многих из них страхование ответственности - лишь дополнительные расходы, которые позволяют вести операторскую деятельность. "Невозможно платить по 200 тыс. рублей ежегодно - это очень большая сумма для оператора, работающего по упрошенной системе налогообложения, а для страховщика - это сверхприбыль", - почти единогласно говорят представители небольших по объемам, нишевых или специализированных туроператоров.
Неудивительно, что они ищут любую возможность, чтобы снизить свои расходы на финобеспечение. Таких возможностей немного, но они есть.
Страховые скидки
Спрос со стороны операторов в грамотном посредничестве между ними и страховыми компаниями налицо. Например, сотрудничает с рядом страховых компаний ("Европейское туристическое страхование", "Первая страховая компания" и "Спасские ворота") известная на туристическом рынке юридическая фирма "Персона Грата". Компания предлагает средние по рынку тарифы. "Я знаю, что в другие страховые компании предлагают меньшие процентные ставки, однако наши партнеры держат планку на уровне 0, 6-0, 8%", - рассказала Наталья Ямщикова, специалист отдела регистрации "Персона Грата". При этом она не смогла сказать, сколько именно турфирм обратились к ней с этим вопросом. "Мы предоставляем турфирмам целый спектр услуг, поэтому статистики только по одному направлению нашей деятельности у меня пока нет", - пояснила Н. Ямщикова.
В конце прошлого года на туристическом рынке появилась новая организация - "Центр страхования турбизнеса" (ЦСТ). Основа ее деятельности проста - туроператор заполняет анкету на сайте и ждет предложений от страховщиков. Заявленная процентная ставка - 0, 6% для всех. Объясняется этот тариф на сайте компании так: тарифы свыше 0, 6% создают дополнительную прибыль как страховщика, так и страхового агента, а тарифы ниже 0, 6% ставят под сомнение финансовую устойчивость страховщика, и соответственно надежность предоставленного финансового обеспечения. Правда, в сетевой рекламе ЦСТ уже начали появляться предложения по тарифам 0, 5%.
Не брокеры
"Мы являемся агентами страховых компаний, а не брокерами. То есть представляем интересы страховщиков, а не туроператоров. Наша задача - искать клиентов. Сейчас мы сотрудничаем с четырьмя страховыми компаниями", - рассказал Константин Ишо, руководитель "Центра страхования турбизнеса". Сейчас ЦСТ сотрудничает с такими компаниями как ЗАО СК "Мегарусс-Д", ОАО "СК "Ростра", ООО "Британский страховой дом" и ООО "Первая страховая компания".
Несмотря на то что схема предложения услуг выглядит вполне безобидно, более того оператор в любой момент может отказаться от сотрудничества, появление ЦСТ на рынке уже спровоцировало скандал. В рекламу Центра попали названия "Ренессанс Страхование" и "Спасские ворота", с которыми у ЦСТ никаких договоров нет. "Мы не говорили, что сотрудничаем с ними, мы говорили, что хотели бы сотрудничать", - попытался объяснить недоразумение Константин Ишо. По его словам, сотрудничество не получилось. "Мне звонили из компании "Спасские ворота", правда, собеседник не представился, и сказали, что мы искусственно "опускаем" рынок, снижая процентную ставку. Но рынок сам сдвигается в сторону уменьшения тарифов", - добавил К. Ишо.
Что касается туроператоров, то, по словам г-на Ишо, за последнюю неделю договоры заключили порядка 15 компаний. В основном обращаются операторы, которым требуется финансовое обеспечение в 30 млн.
Некие положительные моменты в работе с ЦСТ выявили даже те операторы, которые остановились только на первом этапе взаимодействия с Центром. Так, оператору "Сервис Вояж" удалось добиться скидок в своей страховой компании, ознакомив последнюю с предложениями страховщиков, с которыми сотрудничает ЦСТ. "Мы заполнили анкету на сайте и получили несколько предложений с процентными ставками 0, 5-0, 6%. Результаты мы показали своей страховой компании. Думаю, именно благодаря этому нам удалось получить дополнительную скидку в 0, 1%", - рассказал Евгений Любезников, генеральный директор компании "Сервис Вояж".
Процент не важен
Однако далеко не для всех компаний имеет значение процентная ставка. Так, Алексей Маркелов, замдиректора компании "Балкан-Экспресс", отмечает, что размер самого тарифа не имеет определяющего значения. "Есть 101 вариант как вернуть свои деньги, даже если тариф будет, например, 2%. Дело в том, что оператор, как правило, сотрудничает со страховщиками по всем видам страхования в туризме - и страхование ответственности, и медицинское страхование, и страхование от невыезда. Соответственно, можно получить скидку, договориться о рекламе, получить иную поддержку. Например, если предположить, что компания отправляет 10 тыс. туристов в год, то уже только по одному медицинскому страхованию, речь идет о сумме порядка 70 тыс. евро в год", - пояснил он свою позицию.
"Я, честно говоря, не совсем понимаю, как один вид страхования воздействует на другой. Впрочем, компания действительно может получить скидки как комплексный клиент", - высказала свое мнение Елена Скуратова, управляющий директор по комплексному страхованию в туризме "Группы Ренессанс Страхование".
Средняя температура по рынку
Пока говорить о средних ставках по рынку достаточно сложно. Во многих страховых компаниях предпочитают не обнародовать свои минимальные тарифы, ссылаясь на коммерческую тайну.
Если посредники предлагают застраховать свою ответственность за 0, 5-0, 6% от суммы, то в некоторых регионах минимальные тарифы и без посредников достигают 0, 3-0, 4%. "Сейчас заключены договоры примерно с 60% операторов. Средняя процентная ставка колеблется на уровне 0, 6-0, 8%. В регионах и того меньше - некоторые компании демпингуют", - отметил Дмитрий Мелехин, начальник отдела страхования финансовых и профессиональных рисков компании "Ингосстрах".
"Наш порядок действий не изменился, мы проводим комплексную оценку компании, требуем заполнения опросника, изучаем бухгалтерский баланс, финансовые документы, устав, документы о регистрации. В зависимости от этих данных, от того, были или нет страховые случаи в компании - рассчитываем тариф. Большинство наших партнеров получают минимальный тариф", - пояснила Елена Скуратова. По ее словам, тариф может быть увеличен, если, например, у компании проблемы с финансовой устойчивостью. Также на размер тарифа влияет спектр направлений оператора, его партнеры. "Мы смотрим, с какими принимающими компаниями он сотрудничает, какие авиакомпании использует в своей перевозке", - пояснила она. Например, если авиакомпания-партнер оператора имеет проблемы, то тариф повышается.
По следам ОСАГО
Стремление сэкономить на процентной ставке может выйти оператору боком, считают страховщики. Д. Мелехин привел в пример случаи, когда с рынка уходили компании, специализирующиеся на ОСАГО. "В прошлом году было несколько громких случаев банкротства страховщиков. В этом году ВСС уже приостановил действие лицензии у ряда компании. Если какая-либо компания, занимающаяся страхованием ответственности оператора, уйдет с рынка, то турфирме придется второй раз платить за страхование ответственности", - пояснил он.
Демпинг поневоле
Однако, несмотря на заявления компаний, что в регионах демпингуют, мера эта вынужденная. Если в центральной части России страховать свою ответственность возможно и по среднерыночным тарифам, то, например, в Калининграде минимальный тариф слишком велик. Средняя ставка на этом рынке составляет 0, 3-0, 4%, минимальная опускается до 0, 23%. По словам Тамары Топоровой, председателя Калининградской ассоциации туроператоров, такие ставки - результат многолетней борьбы за снижение тарифов и интереса со стороны ФАС в условиях обострившейся конкуренции. Причем, в Калининграде работают филиалы крупнейших в России страховых компаний. Уменьшение тарифов - разумная реакция со стороны страховщиков, говорят туроператоры. Тем более что и минимальные тарифы все проблемы не решают. "Ставки все равно очень высокие. Мы занимаемся автобусными турами в Польшу, Литву, учитывая, что средняя стоимость тура 100 евро, а наша прибыль от него не превышает 15-18 евро, обороты у нас очень маленькие. Нет необходимости страховать свою ответственность на 30 млн. рублей.
В результате операторов на рынке становится все меньше и меньше, многие переходят на работу в черную", - рассказала Валентина Лаптева, генеральный директор компании Baltic Exotic. По ее словам, в законе никак не отражено уникальное положение Калининградской области, ведь она не имеет общих границ с остальной частью России. Операторы вынуждены заниматься международным туризмом, однако стоимость приграничных туров очень невелика.
В феврале Ассоциация туроператоров Калининградской области предложила комитету Калининградской областной Думы по развитию инфраструктуры, промышленности, строительству, туризму, малому и среднему предпринимательству выступить с иниацитивой о внесении изменений в федеральный закон "Об основах туристической деятельности". В частности, туроператоры предлагают снизить минимальный размер финансовых гарантий для предприятий туристической отрасли с сегодняшних 30 млн. руб. до 500 тыс. руб. Как это ни удивительно, депутаты приняли решение поддержать операторов, и даже направить соответствующую инициативу в Государственную думу РФ. Правда, даже несмотря на особое положение Калининградской области, вряд ли федеральные депутаты согласятся на такое решение. Это создаст прецедент для операторов из других регионов, которые также не могут похвастаться легкой жизнью и большими оборотами. Да и все последние споры относительно размера гарантий показали - насколько ни были бы логичными доводы противников закона, снижать суммы финобепечения никто не будет.
В других регионах ситуация складывается иная. "Мы работаем с компаниями из Самары, Владивостока, Санкт-Петербурга. Тарифы везде одинаковые. Помимо Калининграда, только во Владивостоке я столкнулась с тем, что страховщики предлагают застраховать ответственность за 0, 3%", - рассказала Н. Ямщикова.
Год вперед
В следующем году тарифы вновь могут измениться, причем, операторы надеются, что в сторону уменьшения. Правда, это зависит от общей ситуации в стране в целом. Любое громкое банкротство, крупные выплаты приведут к тому, что страховщики не захотят снижать минимальную ставку. "Думаю, минимальная процентная ставка может быть уменьшена. Тем более если за год не произойдет крупных страховых случаев. Небольшие выплаты не повлияют на позицию страховщиков. Однако, если компаниям придется выплачивать по 30-100 млн. рублей и если таких выплат будет несколько, процентная ставка может подняться", - рассказал Дмитрий Мелехин.
Операторы же рассчитывают, что в будущем страховые компании все же пойдут на уменьшение тарифов. Повлиять на это может и появление брокеров и посредников, и конкуренция на рынке. "Рынок постепенно стабилизируется, по статистике, большая часть денег, которые получают страховые компании, у них и остаются. Мы надеемся в следующем году увидеть предложения от страховщиков с тарифом 0, 4%", - сказал Евгений Любезников.
Проблему при перезаключении договоров на новый срок вызвали не только тарифы, но и сроки подачи. "Страховым компаниям требуются финансовые документы, годовой отчет, который обычно делается в конце марта. Согласно изначальному закону - переоформить страховое обеспечение нужно к 1 марта, но бухгалтерского отчета к этому времени еще нет", - говорит Ирина Серганова, генеральный директор компании "Квинта-тур". В итоге Ростуризм был вынужден перенести крайний срок подачи документов на 2 апреля.
При этом ряду компаний все равно приходится договариваться со страховщиками о более позднем предоставлении отчета, так как если оформлять страховое обеспечение в конце марта, то можно не успеть подать документы в Ростуризм. Тем более что в документах возможны ошибки. Так, на прошлой неделе ведомство вывесило список из 24 компаний, которые, хоть и подали документы, но неправильно их оформили. Исправиться они могут до 1 апреля. Однако в целом картина со страхованием ответственности выглядит более-менее спокойной. Вряд ли есть основания думать, что после начала апреля операторов станет значительно меньше.
Тарифный план
В этом году на рынке впервые появились посредники, которые предлагают заключить договор со страховыми компаниями на конкурсной основе - с теми, кто предложит минимальный тариф.
09.03.2010
15:56
Туринфо