Гаишный пластик

Депутаты Госдумы продолжают заботиться о пополнении госбюджета за счет нарушителей правил дорожного движения. Февраль начался с предложения в разы увеличить штрафы и вновь ввести балльную систему. И вот очередная инициатива «партии власти», которая может обойтись автовладельцам в 20 миллиардов рублей ежегодно. В Госдуму внесен законопроект о введении карт обязательного страхования, при помощи которых можно будет на месте оплачивать штраф за нарушение ПДД. Его автор - глава Комитета Госдумы по финансовому рынку Владислав Резник.

10:04
Тайный советник, Санкт-Петербург

Штрафы в кредит

Депутат Резник предложил внести изменения и дополнения в закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО)» и ряд других законодательных актов, обязав водителей иметь при себе специальные кредитные карты для оплаты на месте штрафов за нарушение правил дорожного движения. Законопроектом также предполагается, что водитель, не уплативший вовремя штраф, будет лишен возможности получить полис ОСАГО до погашения задолженности.
По замыслу автора закона, на карточке будет содержаться информация обо всех совершенных водителем правонарушениях. С ее помощью можно будет как оформлять протокол, так и непосредственно оплатить штраф. Аппараты, позволяющие это сделать, установят в автомашинах сотрудников ГИБДД, говорится в пояснительной записке.
Данные о владельцах карт, их правонарушениях и задолженностях, в свою очередь, будут фиксироваться в специальной информационной системе (ее создаст Российский союз автостраховщиков), и при наличии непогашенных штрафов продлить полис ОСАГО будет нельзя. Таким образом Резник надеется повысить собираемость штрафов. Сейчас она составляет лишь 50 процентов.
Предусмотренная законопроектом карта обязательного страхования вводится для повышения уровня собираемости административных штрафов, пояснил депутат.
- Это особого рода технологическое устройство, которое в рамках информационной системы выполняет сразу несколько функций, - подчеркнул он. В частности, карта будет содержать данные, идентифицирующие личность водителя, информацию о полисе ОСАГО, а также являться традиционной банковской картой для оплаты административных штрафов.
- Водитель, используя эту карту, в случае нарушения ПДД сможет на месте оплатить штраф. Оплата штрафа будет произведена безналично, путем списания средств со счета водителя. Если средств для уплаты штрафа на счете будет недостаточно, банк предоставит кредит на эту сумму, - отметил Владислав Резник.
Проект закона устанавливает, что водитель транспортного средства наряду с полисом ОСАГО обязан иметь при себе такую карту. Ее отсутствие влечет административную ответственность, аналогичную той, которая установлена за отсутствие у водителя полиса ОСАГО, отметил глава комитета.
Проектом также устанавливается правило, в соответствии с которым открытие банковского счета является обязательным при получении полиса или карты обязательного страхования.

Цена вопроса

Стоимость выпуска карты будет включена в цену полиса ОСАГО, говорится в поправках. ОСАГО подорожает, предупреждает Резник, но незначительно: «Ведь сколько может стоить пластик?»
- Все действия по выпуску карт, оборудованию ГИБДД спецтехникой и прочие необходимые операции по внедрению новой системы возьмет на себя банк, бюджетных расходов не потребуется, - пояснил Резник. Их список будет определен на тендере. Но, по словам одного депутата-единоросса, участвовавшего в обсуждении поправок, в проекте хочет участвовать Сбербанк.
- Идея здравая и интересная, - сказал интернет-газете «Вести» член правления Сбербанка Виктор Орловский. На первой стадии разработки закона представители банка даже участвовали в его обсуждении, однако с последней версией документа он не знаком и прокомментировать возможность участия Сбербанка в новом проекте пока не может.
Кредитный лимит составит 2500 рублей, обслуживание - около 600 рублей в год, рассказывают депутаты, участвовавшие в обсуждении законопроекта. В России только легковых автомобилей свыше 34 миллионов. Таким образом, выдача карт обойдется их владельцам в 20 миллиардов рублей ежегодно. Кроме того, оборудование дорожных постовых считывающими устройствами обойдется в 20 миллионов долларов. Никакого убытка для банков в создании этой системы, естественно, не будет.
- ГИБДД закон поддерживает, - уверяет Резник. К документу есть ряд «непринципиальных» замечаний Государственно-правового управления президента, но единороссы надеются устранить их ко второму чтению. Концепция закона поддерживается и Кремлем, и правительством, заявляет он.

«Платить будем по терминалу или как?»

Однако в проекте есть очень спорные моменты:
– Получается, что человека заставляют заранее заплатить за нарушение, которого, возможно, вообще не будет! А раз не будет, значит, банк и страховая компания станут эти средства прокручивать, получая неплохой доход с миллионов водителей. В этом нет ничего удивительного. Ведь автор этого законопроекта, единоросс Владислав Резник, - сам в прошлом и банкир, и страховщик.
– Кредитная карта даст водителю возможность расплатиться за нарушение ПДД на месте. Однако, согласно Кодексу «Об административных правонарушениях», на оплату штрафа отводится 30 дней. Из них 10 - на обжалование наложения штрафа. Но водителю-то предлагают расстаться с деньгами немедленно - то есть еще до вступления решения о правонарушении в законную силу! Разве это справедливо?
– Даже если этот закон будет принят, почему водитель не может расплатиться за нарушение ПДД (если он согласен с самим фактом нарушения) любой из своих кредиток - хоть VISA, хоть Master-Card? А автомобили ГИБДД можно с таким же успехом оборудовать банковскими терминалами. Создается такое впечатление, что нас теперь будут вгонять в долги законодательно.

– Не услышат ли российские водители в скором времени от коррумпированного сотрудника ГИБДД такой вопрос: «Платить будем по терминалу или как?»

Мнение

Алексей Алексеев: «У идеи Резника есть плюсы»

- Несколько лет назад уже возникала идея выдать всем водителям депозитные карты, с которых можно было бы списывать штрафы, - напоминает председатель московского отделения движения автомобилистов «Свобода выбора» Андрей Мухортиков. - Но это противоречило абсолютно всем законам, включая Конституцию, поскольку отменяло презумпцию невиновности. Если пользование картами не будет принудительным, а банк не установит грабительские проценты, определенные плюсы у затеи Резника есть. Кому-то пользоваться картой может показаться удобнее, и благодаря этому вырастет собираемость мелких штрафов.

Досье

Главный лоббист страхового бизнеса

По данным интернет-сайта «Закс.ру», председатель думского Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Владислав Резник - личность в Петербурге небезызвестная.
Владислав Матусович родился 17 мая 1954 года в Ленинграде и, окончив в 1976 году биологический факультет ЛГУ, больше десяти лет шел путем обычного представителя научно-технической интеллигенции. Отработав восемь лет во Всесоюзном научно-исследовательском технологическом институте антибиотиков и ферментов медицинского назначения, он успешно защитил кандидатскую диссертацию по биологическим наукам.
Серьезные изменения в карьерном пути Резника начались во времена перестройки и расцвета кооперативного движения. В 1987 - 1989 годах он являлся заместителем гендиректора ПТО «Русское видео», а в 1989 году уже оказался заместителем председателя совета директоров банка «Россия». Еще до распада СССР деятельность Владислава Матусовича оказалась тесно связана со страховым бизнесом. Пять лет (1990 - 1995 гг.) он возглавлял правление петербургской акционерной страховой компании «Русь», а в 1995-м стал председателем наблюдательного совета страхового ЗАО «Русь». Примерно в те же годы он стал членом правления Фонда обязательного медицинского страхования и членом совета директоров АО «Русское перестраховочное общество».
С сентября 1995-го по январь 1998-го Резник являлся председателем правления государственной страховой компании «Росгосстрах». Некоторое время входил также в советы директоров ОАО «Оби-банк» и Мосбизнесбанка, а в 1998 году стал председателем наблюдательного совета акционерного страхового общества «Русь» и членом экспертного совета по страхованию при Госдуме. Одновременно неплохое знакомство с Анатолием Чубайсом обеспечило ему перспективный пост эксперта Министерства государственного имущества.
Еще во время пребывания Анатолия Собчака у руля управления Санкт-Петербургом Владислав Матусович завязал хорошие связи в мэрии и в бизнес-кругах, тесно сотрудничавших с ней. В частности, он поддерживал дружеские и деловые отношения с Германом Грефом.
Давним партнером Владислава Матусовича был и руководитель компании «Илим-палп» (экспортирующей целлюлозу) Захар Смушкин. В этой компании одно время трудился юрист Дмитрий Медведев, успевший также поработать и в резниковском СО «Русь».
Одно время Резник трудился в Москве, где возглавил «Росгосстрах». В Государственной Думе третьего созыва он являлся заместителем руководителя фракции «Единство» и зампредом Комитета по бюджету и налогам, а также сопредседателем Комиссии по рассмотрению расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение обороны и государственной безопасности РФ. Резник прославился в Думе как один из главных лоббистов интересов страхового бизнеса. К примеру, вместе с Оксаной Дмитриевой он пытался добиться принятия поправки к закону о пожарной безопасности. Суть ее была такова: освободить страховые компании от уплаты обязательных страховых взносов в фонд пожарной безопасности (а это была сумма, составлявшая 0,5 процента от сметной стоимости строительства). Причем авторы поправки даже предлагали придать ей обратную силу и вернуть страховым компаниям средства, выплаченные в течение двух предыдущих лет, сделав тем самым пожарных должниками страховщиков. Впрочем, Дума предложение отвергла.
2 декабря 2007 года Владислав Резник был избран депутатом Государственной Думы РФ пятого созыва в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «Единая Россия». Является заместителем руководителя фракции «Единая Россия», председателем Комитета Госдумы по финансовому рынку.
Член президиума генерального совета партии «Единая Россия».
Член президиума Всероссийского и Санкт-Петербургского союзов страховщиков.

Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля