К страхованию с умом

Нижегородский рынок страховых услуг в ближайшее время может сократиться. По мнению экспертов, стабилизация на рынке наступит только к концу года, к этому времени на плаву останутся только самые сильные, надежные игроки.

11:20
Нижегородский рабочий

Легче не будет

Нижегородский рынок страховых услуг переживает нелегкие времена, поэтому вполне вероятно, что в ближайшее время количество компаний продолжит сокращаться. Такое мнение высказал директор филиала компании "Росгосстрах" в Нижегородской области Сергей Котов.
- За минувший год с рынка ушли порядка 100 страховых компаний. Коснулось это и Нижегородской области, хотя в целом число игроков осталось прежним – около 110 компаний, - говорит Сергей Котов. - Вряд ли в этом году ситуация изменится в лучшую сторону. Страховые компании продолжат активно уходить. Уже сейчас, насколько мне известно, готовятся документы об отзыве лицензий у около 40 компаний, часть из которых входят в топ-100.
Как отметил генеральный директор компании "РОСНО" Ханнес Чопра, 2009 год стал поворотным. В этот период страховое сообщество разделилось на приверженцев двух различных стратегий.
- Одни компании сделали ставку на стратегическое развитие и придерживались осторожности в текущей политике, а другие сделали ставку на "раздувание портфеля", - сказал Ханнес Чопра. - Результаты такого выбора станут очевидны через 1,5-2 года. При этом от ошибок в избранной политике могут пострадать не только мелкие страховые компании, но и те, кто сегодня занимает позиции в списке 50 крупнейших российских страховщиков.
По оценкам главы Федеральной службы страхового надзора (ФССН) Александра Коваля, в 2010 году страховой рынок покинут не менее 100 страховщиков. - Текущий год не будет для страховщиков легче 2009-го. Напротив, проблемы, прежде всего с платежеспособностью компаний, будут только нарастать, - заявил Александр Коваль.

Опасный демпинг

Другая отрицательная тенденция на страховом рынке - это нарастающий демпинг среди компаний. Часть страховщиков устанавливают стоимость своих продуктов на неоправданно низком уровне из-за нехватки денег, тем самым привлекая клиентов.
- У некоторых компаний не хватает ресурсов, чтобы выполнять свои обязательства перед клиентами, - продолжает Сергей Котов. - Такие компании идут на любые ухищрения, лишь бы привлечь новые взносы и расплатиться со старыми клиентами. А с определенного момента эти структуры и вовсе прекращают выплачивать деньги по страховке.
Такие демпинговые явления наблюдаются в отношении всех страховых продуктов и компаний.
- Если в начале 2009 года демпинговали практически все компании, набирая клиентскую базу, то к настоящему моменту демпинг скорее вытеснился в сторону средних и мелких компаний, - отмечает аналитик рейтинговой компании Standard&Poor's Виктор Никольский. - Крупные компании уже потихоньку начали повышать тарифы. Они получили лояльную клиентскую базу, клиенты увидели, что компании могут выплачивать страховые случаи. Поэтому разрыв между крупными и мелкими компаниями еще больше увеличивается.
По словам экспертов, переток клиентов, который наблюдался в 2009 году, будет продолжаться. Таким образом, крупные будут становиться еще больше, а средние и маленькие - меньше.
- Итоги 2009 года показали, что почти все крупные компании, такие как Росгосстрах, приросли, - говорит Сергей Котов. - Например, на нижегородском рынке практически ничего не поменялось: около 15 компаний как собирали порядка 85 процентов сборов, так и собирают.
Но прошлый год привнес и положительные изменения на рынке страхования. Например, граждане стали более осознанно подходить к выбору страховой компании.

Динамика количества страховых компаний на рынке
2005 - 1281
2006 - 933
2007 - 913
2008 - 842
2009 - 768
2010 - 722

Сергей ПАВЛОВ

Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля