Сумма возмещения тогда вдвое превысила максимальный лимит ответственности туроператора, но все равно оказалась недостаточной. О том, как увеличение размеров финобеспечения отразилось на рынке, и о других актуальных изменениях в этом сегменте рассказывает управляющий директор по комплексному страхованию в туризме Группы Ренессанс страхование, член президиума ATOP Елена СКУРАТОВА.
- Как прошлогодний пересмотр размеров финобеспечения для туроператоров отразился на рынке?
- Приоритетная задача этого вида страхования - защита прав потребителей. Поэтому пересмотр размеров финобеспечения повлиял на рост доверия к участникам отрасли в целом. Понимая, что потраченные на путевку средства в случае форс-мажора можно вернуть, человек более склонен предпочесть туристическую услугу другим тратам и видам развлечений. Впрочем, несмотря на наличие фингарантии, туристам необходимо ответственно подходить к выбору оператора. Ряд мелких участников рынка продолжают работать в серую, не заключая договора продажи туристкого продукта и не выдавая надлежащих платежных документов. Их отсутствие может стать основанием для отказа в возмещении, к тому же риск банкротства таких компаний выше.
С точки же зрения страхового рынка с учетом пересмотра тарифов и увеличения лимитов ответственности в среднем стоимость договора для туроператоров снизилась, а риски страховых компаний при этом существенно возросли. Крупные игроки в этом сегменте теперь несут ответственность на миллиарды рублей. В прошлом году только по обязательствам туроператора "Аватур" мы выплатили 10 млн. рублей, в этом году сумма была бы уже втрое выше. В результате вопрос точности расчета тарифов в этом сегменте приобрел особенную актуальность. В противном случае компания просто не сможет справиться с взятыми на себя обязательствами. Поэтому желающие сэкономить на фингарантии очень рискуют. Основным показателем для туроператора при выборе страхового партнера должна быть не цена, а опыт работы компании на рынке, грамотность ее андеррайтинговой политики и качество перестраховочной защиты. Группа Ренессанс страхование, например, одна из немногих в этом сегменте имеет западное перестраховочное покрытие, что является дополнительной гарантией нашей надежности.
- Сколько в вашей компании в среднем составляют тарифы по страхованию ответственности туроператора?
- Тариф зависит от массы факторов, в числе которых опыт работы на рынке, страховая сумма, деловая репутация, сферы деятельности и другие. Поэтому в каждом случае производится индивидуальный расчет, а в среднем ставка составляет около 2% от страховой суммы. Компании же, работающие по заниженным тарифам, непонятно как будут формировать резервы и отвечать по своим обязательствам. У нас на низкий тариф могут рассчитывать только наиболее надежные операторы, с квалифицированным топ-менеджментом, грамотно выстроенными процессами, высоким уровнем платежеспособности и устойчивым финансовым состоянием, а также при отсутствии оплаченных или заявленных убытков за предыдущие периоды страхования.
- Вы неоднократно говорили о недостаточности размеров финобеспечения, установленных законом, удалось ли исправить ситуацию с учетом прошлогодних изменений?
- Даже с новыми суммами размеры финобеспечения недостаточны: оборот бизнеса крупных операторов значительно превышает максимальный лимит в 100 млн. рублей. Впрочем, с этого года туроператоры обязаны предоставлять в Ростуризм данные своих бухгалтерских балансов, что заметно повлияет на прозрачность этого рынка. В результате к концу этого года - началу следующего появится достоверная статистика, на основании которой мы сможем более точно определить необходимые размеры финобеспечения и соответственно скорректировать тарифы.
- То есть пока острой необходимости в очередном пересмотре условий страхования нет?
- К этой проблеме следует вернуться после появления статистики. Приоритетным же вопросом на этот год станет совершенствование механизмов реализации закона, в котором по-прежнему есть масса неотработанных нюансов. Группа Ренессанс страхование в прошлом году в рамках возмещения ущерба по обязательствам исчезнувшего туроператора "Аватур" впервые на практике применила механизм пропорционального возмещения. Мы считаем, что тем самым сформировали новый стандарт отрасли, подтвердив, что закон работает и защищает всех потребителей. Однако и здесь есть ряд вопросов, требующих решения. В частности, по закону у пострадавшего есть 30 дней на подачу заявления в страховую компанию. Этого срока может оказаться недостаточно для формирования реестра всех заявленных убытков. Глубина продаж некоторых туроператоров может быть существенной, соответственно неисполнение обязательств для клиента наступит только к сроку его поездки. Кроме того, в числе актуальных вопросов - механизм передачи ответственности для страховых компаний, не справившихся со своими обязательствами.
- Как вы относитесь к инициативе Совета Федерации, предложившего ввести обязательное страхование туристов?
- Пока эти поправки не могут быть одобрены страховым сообществом, поскольку в нем много недочетов. Например, протоколы оказания медицинской помощи во всех странах разные и унифицировать их, подогнав под единые стандарты, невозможно. Также отличаются и стандарты оплаты лечения - где-то это происходит по системе "все включено" - оплата производится за день лечения независимо от оказанных услуг, где-то каждая процедура оплачивается отдельно. Поэтому для создания полноценного продукта, дающего настоящую защиту, а не формального страхования законопроект требует очень тщательной проработки.
- Каких еще изменений можно ждать в сфере страхования туристов?
- Для нас этот год будет годом сервиса. Мы намерены активно работать с нашими партнерскими ассистанскими компаниями над повышением качества обслуживания. При этом фокус наших усилий будет не только на оказании наилучшей помощи в странах массового туризма (Турция, Египет, Болгария), но и менее популярных у отечественных путешественников направлениях. Также высокое внимание будет уделено страховым программам для путешественников. Год назад мы запустили уникальную на туристическом рынке программу европейского качества с индивидуальным подходом - "Формула путешествия", позволяющую увеличить страховую сумму и существенно расширить перечень рисков. Стандарты, заложенные в эту программу, должны стать нормой для рынка.
- При этом планируется усовершенствовать продукты не только по страхованию внешнего, но и внутреннего туризма. Страхование во время поездок по России не дублирует услуги, предусмотренные обязательным медицинским страхованием. В случае форс-мажора могут потребоваться медикаменты, эвакуация или репатриация тела, юридическая помощь и т.д. Также программа страхования во время поездок по территории РФ может предусматривать и другие риски, в частности риск постоянной утраты трудоспособности или телесных повреждений вследствие несчастного случая, что позволит застрахованному туристу получить адекватную компенсацию.
"Для нас этот год будет годом сервиса"
С этого года увеличены размеры обязательного финансового обеспечения деятельности туроператоров. Необходимость внесения поправок в соответствующий закон была обусловлена рядом громких банкротств на рынке. Так в прошлом году о приостановке своей деятельности объявил туроператор "Аватур". По его обязательствам в результате расплачивался один из лидеров рынка страхования ответственности туроператоров и туристов Группа Ренессанс страхование.
16.02.2010
10:44
Туринфо