В Минтрансе уже не первый год работают над тем, чтобы взять пассажиров под особую защиту. И в том, что подобный закон нужен, сомневаться не приходится. Последние трагические события (сначала был взорван "Невский экспресс", а в понедельник в московском метро произошла серия терактов) - тому подтверждение.
- На "террористические риски" наш законопроект распространяется, - сразу же заверили "Известия" в Минтрансе.
И это своего рода прецедент. Дело в том, что стандартная практика страхования во всем мире относит риски терроризма к исключениям из правил, да и наш Гражданский кодекс не предусматривает возможности страхования противоправных действий третьих лиц.
Логично предположить, что дополнительные риски, которые новый законопроект обяжет страховать, тут же будут включены в стоимость билетов и лягут на плечи самих пассажиров. Однако в Минтрансе настаивают, что доля затрат на обязательное страхование в структуре затрат перевозчика не будет высокой, а вот размер помощи пострадавшим от терактов семьям заметно увеличится.
Впрочем, необходимость законодательно защитить жизнь пассажиров продиктована не только угрозой терактов. Например, сейчас только на авиатранспорте существуют хотя бы нормативы компенсационных выплат за причиненный ущерб. А вот на железных дорогах все еще действует норма от 1992 года - предельная сумма возмещения составляет 12 тыс. рублей. Так что, рассказали "Известиям" в Минтрансе, одна из идей документа – выравнять размеры компенсаций за ущерб жизни и здоровью вне зависимости от вида транспорта, которым пользуется пассажир.
За основу предлагается взять "расценки" авиаперевозчиков. Там страховые выплаты - два миллиона рублей плюс расходы на погребение (не более 25 тыс. рублей) в случае смерти авиапассажира, не менее двух миллионов рублей - при причинении вреда здоровью. Если что случится с багажом, то возместят размер понесенного ущерба, но не более 600 рублей за каждый килограмм веса багажа.
- Существующая система личного страхования пассажиров не обеспечивает соразмерного и гарантированного возмещения вреда, причиненного при осуществлении перевозки. Страхование ответственности перевозчика станет эффективной заменой личному страхованию пассажиров, - рассчитывают в Минтрансе.
В законопроекте срок урегулирования убытков оценивается в среднем в 30 дней. Это значительно меньше судебной процедуры определения размера ущерба жизни и здоровью, ведь она занимает не меньше двух месяцев с момента подачи документов.
Анастасия САВИНЫХ
Страховка от теракта
Минтранс подготовил законопроект, который обязывает перевозчиков страховать свою ответственность перед пассажирами на всех видах транспорта. Как выяснили "Известия", на террористические риски этот документ тоже распространяется.