Рейтинг возглавила семья основателя группы БИН Михаила Гуцериева (9,8 млрд дол.), «серебро» и «бронзу» поделили семья Аркадия Ротенберга, заработавшая 2,8 млрд дол. на подрядах «Газпрома», и владельцы компании «Промсвязькапитал» братья Алексей и Дмитрий Ананьевы. Четвертой стала семья совладельца банка «Россия» Николая Шамалова (2,4 млрд дол.), пятыми оказались сыновья экс-главы Татарстана Шаймиевы (1,7 млрд дол.), шестыми – братья Саркисовы, которым принадлежит более 60% акций страховой компании «РЕСО-Гарантия». Существенную часть их состояния в 1,4 млрд дол. обеспечивает заграничная недвижимость. У 57-летнего Сергея и 48-летнего Николая есть земля в Монако, дома в Лос-Анджелесе, здание Торгово-промышленной палаты в Париже, особняк в Лондоне, недвижимость во Франции и Вильнюсе.
«Крестным отцом» российских бизнесменов армянского происхождения стал один из наиболее влиятельных советских политиков Анастас Микоян, который начал карьеру при Ленине и ушел в отставку лишь при Брежневе - от Ильича до Ильича без инфаркта и паралича. Сразу после войны в СССР задумались о реорганизации Наркомата внешней торговли, и в создании Министерства внешней торговли Микояну активно помогал его соотечественник Эдуард Саркисов – будущий отец будущих миллиардеров.
Вскоре после рождения первенца - Сергея - Эдуард Саркисов отправился по внешторговским делам с семьей на Кубу. Именно на Острове свободы прошла часть беззаботного детства Сергея. Но первый свой рубль он заработал, уже вернувшись в Москву. Десятиклассником Сергей Саркисов разгружал вагоны на станции «Курская-товарная». Системно же зарабатывать деньги он начал студентом первого курса МГИМО, работая оформителем – делал плакаты в московском объединении меховых ателье. В те же годы Саркисов постиг основы пиара, оформляя плакаты про победителей соцсоревнований в сфере обслуживания. «Все это и грустно, и смешно, потому что в определенной степени это была потеря времени. Полезнее зарабатывать на более профессиональной деятельности или хотя бы теми же переводами. Мне приходилось в студенчестве заниматься и техническими переводами, но это была тоже не системная работа. Весь период учебы в институте я получал повышенную стипендию, и это тоже считаю заработком, весьма заслуженным – в МГИМО повышенную стипендию получали очень немногие, и была она у нас достаточно высокая», - рассказывает Саркисов.
С выбором места работы выпускнику МГИМО пришлось помучиться. Многие его родственники работали во Внешторге, начиная от дедушки и заканчивая дядей, - уже тогда в министерстве складывалась династия Саркисовых. Но не сложилась. Как в МИДе, так и в Министерстве внешней торговли того времени боролись с «семейственностью». «Папин брат был вынужден уволиться из Внешторга, потому что там нельзя было работать братьям. И мне был заказан путь во Внешторг по распределению, хотя в общем-то, я собирался заниматься именно этим – учился на коммерческом отделении и готовился к карьере внешторговца. Остался выбор между Внешэкономбанком и Ингосстрахом, где родственников, к счастью, не было», - говорит Саркисов.
В конечном счете, он по распределению попал в Ингосстрах, хотя за весь период учебы в институте ни разу не видел страхового полиса.
В Ингосстрахе Саркисов сделал стремительную карьеру, успев окончить еще и Всесоюзный заочный юридический институт. К 34 годам он стал начальником управления, был официальным представителем Ллойдс в России, курировал всю регрессную работу по грузам, участвовал в Морской арбитражной комиссии.
В 1987 году Сергея Саркисова назначили главой представительства Ингосстраха на почти родной для него Кубе. До 1990 года он руководил представительством Ингосстраха в Латинской Америке, работая в Панаме и Никарагуа. В 1991 году президент Ингосстраха Владимир Кругляк искал руководителя для страховой компании, которую создавал Автобанк. Саркисов был единственным, кто согласился покинуть Ингосстрах ради нового проекта. «Тогда брались за все, вся страна торговала всем, чем можно и оказывала любые услуги. И ко мне многие обращались - и знакомые, и незнакомые – с просьбой помочь в составлении документации, страховых договоров, уставов. Вот глядя на все это, я решил, что мне стоит попробовать. На первом этапе было важно, поскольку страховая компания - это финансовый институт, найти серьезных финансовых партнеров», - признается Саркисов.
В этом ему и помог Кругляк, познакомивший будущего миллиардера с испанским инвестором, желавшим создать совместное предприятие с Ингосстрахом. Но поскольку было принято решение, что Ингосстрах не будет создавать сам себе конкурентов, Кругляк перенаправил его к Саркисову, который вместе с «Автобанком» и «Чупа-Чупс» создал компанию «РЕСО» - «Русско-европейское страховое общество».
Вскоре в компанию пришел молодой специалист Николай Саркисов – младший брат Сергея.
К тому времени Николай успел отслужить в погранвойсках и поработать бухгалтером, а потом инспектором внешнеторгового объединения «Промсырьеимпорт» (Министерство внешних экономических связей СССР), специализировавшегося на экспорте чугуна и проката черных металлов, а также сам поторговать черными металлами.
За несколько лет братья собрали мажоритарный пакет акций РЕСО.
Вместе с Натальей Мироненко и Сергеем Денисовым Саркисовы учредили компанию «Декра-Групп», занимающуюся инвестициями в жилищное строительство. В 2004 году «Декра-Групп» совершила сделку с правительством Москвы по обмену принадлежащих городу объектов недвижимости на пакет акций ОАО «Мосэнерго». 5% акций «Мосэнерго» «Декра-Групп» ранее выкупила у «Банка Москвы».
Изначально такая сделка не могла быть признана законной, поскольку не соответствовала закону «О приватизации государственного и муниципального имущества». Однако в ноябре 2004 года тогдашний мэр Москвы Юрий Лужков подписал распоряжение о создании ОАО «Открытая энергетическая компания» (ОЭК) и передал в ее уставной капитал акции компаний, владеющих крупной недвижимостью, - ОАО «Манежная площадь», ТРЦ «Атриум» и ООО «Миосор». После этого первый заместитель мэра Юрий Росляк предложил мену активов между ОЭК и «Декра-Групп».
Однако активы компаний, владеющих недвижимостью, оказались дороже, чем 5-процентный пакет «Мосэнерго», поэтому власти решили отдать за него только 100% акций ООО «Миосор», управляющего комплексом «Башня-2000» в ММДЦ «Москва-Сити», в собственности компании находилось 80% торговых площадей комплекса.
В ноябре 2005 года Саркисовы заявили, что «РЕСО-гарантия» может покинуть рынок ОСАГО, если правительство в течение полутора лет не повысит тарифы на этот вид страхования, лидером в котором является компания. Уход компании мог обернуться серьезными проблемами, однако правительство не поддалось на шантаж.
Через год «РЕСО-Гарантия», где, кстати, работают также двоюродные братья Саркисовых Эдуард и Владимир, объявила об уходе с поста главы подконтрольного ей перестраховщика Unity Re Григория Фидельмана. Это означало, что предпринятая братьями Саркисовыми за год до того попытка создать первую крупную перестраховочную компанию, способную на равных соперничать с иностранными конкурентами, провалилась.
В конце 2006 года проводилась проверка ОСАГО «РЕСО-Гарантия» на предмет соответствия страховому законодательству РФ. Проверка выявила множество нарушений и недостоверность формирования компанией страховых резервов, ведение деятельности, не предусмотренной лицензией, и искажение бухгалтерской и финансовой отчетности. Проверяющим пытались дать взятку за исправленный акт, но в дело вмешались сотрудники правоохранительных органов. Правда, дело спустили на тормозах.
Уже в начале 2007 года «РЕСО-гарантия» согласовала открытие крупной кредитной линии в Dresdner Bank. В обеспечение этой сделки был заложен крупный пакет акций компании.
Весной 2007 года «РЕСО-гарантия» объявила о продаже 10% акций Европейскому банку реконструкции и развития. Это было сделано перед запланированным выходом компании на IPO. Поиском инвесторов занимались Deutsche Bank и Morgan Stanley. Однако размещение решено было перенести. Саркисовы испугались, что IPO может пройти по нижней границе коридора. Кроме того, среди потенциальных инвесторов были одни хедж-фонды, что также не входило в их планы. Вместо публичного размещения Саркисовы тогда продали 37% акций компании французской страховой группе АХА.
Летом 2008 года компанию «РЕСО-гарантия» проверили налоговые органы. Налоговые претензии составили 2 млрд рублей. Однако Саркисовы утверждали, что долг намного меньше, и списывали эту информацию на конкурентов.
В 2009 году страховой бизнес Саркисовых принес им выручку на общую сумму более тридцати миллиардов рублей. Правда, им пришлось несколько скорректировать свои коммерческие планы в соответствии с кризисными реалиями. В частности, было заморожено несколько строительных проектов и отложена запланированная ранее выдача ссуд в ипотечном банке «РЕСО-Кредит».
Тогда же в прессе стало мелькать имя жены младшего Саркисова, бывшей модели Юлии Любичанской, которая решила стать кутюрье. Коллекция Саркисовой была показана в Куршавеле и на «Русской неделе моды» в Москве под брендом J.L. Sark. Дизайнер не стеснялась говорить, что ткани для ее ответственной работы доставляют на личном самолете из Италии. Коллеги и критики скептически отнеслись к коллекции жены олигарха, заявив, что если девушка увидит подвенечное платье от Саркисовой, ей сразу расхочется замуж. Но миллиардера это не смущало – он всерьез гордился достижениями жены и считал, что в мире моды ее ждет большое будущее.
Супруги Саркисовы несколько лет подряд устраивали на своей вилле в Сен-Тропе вечеринки с борщом и пельменями, но состав приглашенных каждый год приходилось сильно обновлять. Говорят, не все выдерживали накал страстей, бушующих в олигархическом семействе. Вскоре Саркисов расстался с женой, и был замечен на тусовке голливудских знаменитостей на Лазурном берегу с 26-летней телеведущей Ольгой Данкой. Сейчас говорят, что Николай Саркисов встречается с 23-летней моделью Илоной Котелух, которая вот-вот подарит бизнесмену четвертого ребенка (у Саркисова уже есть трое детей от экс-супруги Юлии).
Между тем, жена старшего Саркисова занималась более прибыльными проектами - организацией медицинского обслуживания клиентов страховщиков через сеть клиник MedSwiss – швейцарской компании, привлеченной для управления медицинскими центрами на российский рынок услуг в 2002 году. До недавнего времени Саркисовы собирались расширять эту сеть, в том числе за счет активизации работы частной «скорой помощи». Однако Саркисовой пришлось оставить работу из-за командировки Сергея в Лос-Анджелес.
Неожиданно для многих российский бизнесмен был назначен генеральным консулом Армении в Лос-Анджелесе, где проживает одной из самых крупных армянских общин диаспоры. В Калифорнии действует более полутысячи организаций армянской общины. Из достижений Саркисова на этом посту – признание двумя законодательными органами Калифорнии «независимости Нагорного Карабаха» и многочисленные акции, раскручивающие тему «геноцида армян».
«По моему глубокому убеждению, первое условие для дипломата – патриотизм, готовность беззаветно служить родине», - говорит Саркисов, правда, остается непонятным какую родину он имеет в виду. Россию, где Саркисовы, начав с нуля, заработали на государственных активах миллиарды, благодаря незаконный приватизации и присвоению государственной собственности; страну, которая в связи с санкциями находится в непростом экономическом положении и остро нуждается в крупных финансовых инвестициях? Или Армению, которая находится в глубоком экономическом кризисе, и армяне в массовом порядке вынуждены оставлять родные очаги в поисках работы? Похоже, если экономическая ситуация в Армении не изменится, то скоро эта древняя земля опустеет. Говорить красивые слова, наверное, можно и нужно, но когда эти слова подкреплены реальными делами. Историческая и реальная родина Саркисовых ждут от них усилий по устранению проблем в регионе, а не по их усложнению. Если ты сам находишься вне этих проблем, возможно, и не стоит так громко заявлять о патриотизме.
Как заработаны и на что тратятся миллиарды Саркисовых
Forbes опубликовал рейтинг богатейших семейных кланов России.