Игорь Юрьевич, как будет проходить реформирование ОСАГО?
Игорь Юргенс: Закон об ОСАГО нуждается в серьезной корректировке. Есть много предложений на этот счет, но мы рассчитываем, что они будут рассмотрены не ранее весны 2017 года. Часть из них касается тарификации, часть - коэффициентов. И без соответствующих расчетов специалистов торопиться с принятием не стоит.
Например, минфин предлагал отказаться от коэффициента мощности автомобиля. С этим предложением можно спорить, ведь разделение по «лошадям» несет и социальную нагрузку.
Также предлагается ввести коэффициент для злостных нарушителей ПДД. Было поручение президента РФ проработать возможность такой новации.
Но это лишь два блока предложенных минфином революционных изменений, которые нельзя рассматривать отдельно друг от друга. Министерство предложило комплексную конструкцию, многое в которой представляется логичным, но требующим проработки.
Что дает замена зеленых полисов на розовые?
Игорь Юргенс: Замена бланков полисов - одна из составляющих работы РСА по борьбе с мошенничеством и распространением поддельных полисов ОСАГО на этом рынке. Мы проводим целый комплекс мероприятий. Например, добились блокировки сайтов и страниц в Интернете, которые поддерживаются российскими провайдерами, с объявлениями о продаже подделок. Сейчас ведется работа с провайдерами за рубежом. По экспертным оценкам, сейчас уже прекратился рост числа поддельных бланков, находящихся на руках автовладельцев. Кроме того, мы можем точно сказать, что на черном рынке сейчас нет поддельных бланков полисов нового образца. Для того, чтобы подготовить качественную подделку уже нового полиса (с обновленными водяными знаками и утвержденной конфигурацией), потребуется минимум два года. При его изготовлении использовались те же технологии, что и при печати денег - повторить такой бланк совсем непросто и недешево.
Что нового ждет автовладельцев с принятием поправок по автогражданке?
Игорь Юргенс: Обсуждения по законопроекту ведутся до сих пор. РСА рассчитывает, что в первую очередь будут приняты поправки о приоритете натуральной формы возмещения ущерба в ОСАГО. Важнейшим преимуществом перед денежной компенсацией для водителя оказывается то, что натуральная выплата проводится без учета износа авто. Ведь сегодня при расчете за причиненный ущерб автовладелец вынужден доплачивать из собственного кармана. Согласно действующим нормам закона, при выплате ущерба по ОСАГО страховщик вычитает из стоимости запчастей сумму их износа в зависимости от возраста автомобиля.
В ряде случаев все же возможно будет получить денежную компенсацию.
Например, когда превышен лимит в 400 тысяч рублей или потерпевший живет в удаленном населенном пункте, а ближайшая к нему станция автосервиса, с которой есть договор у страховой компании, находится далеко.
Как вы относитесь к предложению, чтобы страховые компании отвечали не только за качество, но и за время ремонта?
Игорь Юргенс: Мы считаем, что не нужно указывать в направлении на ремонт конкретные его сроки, потому что они могут затягиваться по независящим ни от кого причинам. Например, каких-то запчастей может не быть в России и в установленный срок попросту физически их могут не успеть доставить из другой страны.
При этом союз предлагает закрепить норму, чтобы страховщик сам выбирал станцию технического обслуживания автомобиля (СТОА) для направления автомобиля страхователя. Именно такой вариант позволит повысить качество услуги по ОСАГО без повышения тарифа. А это существенный плюс!
Нередки ситуации, когда одни станции перегружены, а на других нет автомобилей на ремонте. Поэтому логично, если страховая компания сама будет выбирать сервис для клиентов.
Страховщики накопили огромный опыт натурального возмещения ущерба в КАСКО. Если компания направляет страхователя на свою станцию, с которой он договорился, и обеспечивает ей загрузку, то от этой станции он получает лучшие скидки и условия. В этом есть смысл экономии, за счет этого можно отказаться от учета износа без дополнительной платы - страховщик таким образом делится своими скидками с автовладельцем. Если давать выбор СТОА, тогда неизвестно, куда автовладелец приедет, в этом случае страховщику добиться хороших условий от станции тяжело. Соответственно, требуется повышение стоимости такой услуги.
Однако эти предложения до сих пор в стадии проработки и активного обсуждения.
РСА также считает, что перечень того, за что страховщик несет ответственность при натуральном возмещении ущерба, должен быть «закрытым». Например, он отвечает за то, чтобы автомобиль был направлен на станцию, несет ответственность за оплату услуги, делает экспертизу качества, если у потребителя возникли претензии.
Как кризис отразился на взаимоотношениях автодилеров и страховщиков?
Игорь Юргенс: В период кризиса постепенно увеличивается доля прямых продаж (без посредников) страховых организаций. Сегодня прямые продажи уже составили треть от общего числа сборов.
Кроме того, за последний год произошло заметно удешевление услуг посредников, связанное с активным сокращением страховщиками своих расходов в первую очередь за счет урезания комиссий. Это говорит о том, что страховые организации предпринимают усилия по формированию собственных сетей продаж.
Для посредников с нового года наступит еще одно испытание - продажи электронных полисов ОСАГО станут обязанностью страховщиков, а в них участие посредников будет запрещено на законодательном уровне.
Между тем
Стоимость российских «Зеленых карт» будет снижаться. Тарифы, действующие с 15 октября 2016 года по 14 ноября 2016 года, в рублевом эквиваленте снизятся на 5 процентов по сравнению с прошлым месяцем и на 15 процентов - по сравнению с летним периодом, говорится в сообщении РСА. С 15 октября стоимость сертификата сроком 15 дней для выезжающих за рубеж на автомобиле по всем странам системы «Зеленая карта» для легковых автомобилей составит 2320 рублей вместо 2450 рублей.
Поездки по странам ближнего зарубежья традиционно дешевле. Так, аналогичная карта с покрытием только на Украину, Белоруссию, Молдавию и Азербайджан обойдется в 790 рублей.
Напомним, что это и международная система страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, и сертификат, подтверждающий наличие у иностранного водителя данного вида страхования. С помощью карты можно урегулировать претензии пострадавших в ДТП, совершенных при участии иностранных автомобилистов.
Прямая речь
Олег Овсяницкий, генеральный директор Страхового Дома ВСК:
- Сегодня практика возмещения по ОСАГО денежными средствами, к сожалению, создает почву для работы посредников, так называемых автоюристов, в результате активной деятельности которых значительная доля страховых случаев урегулируется через суд. Особенно это характерно для регионов. Есть юристы, которые действительно помогают гражданам в разрешении сложных спорных ситуаций. Но есть и такие, кто действует исключительно в своих интересах, избегая всяческого общения со страховой компанией. Такие посредники, как правило, за бесценок выкупают право требования к страховщику у пострадавших в ДТП и потом выбивают из страховых компаний через суды штрафы и пени в свой карман. В таком случае автолюбитель получает лишь некоторую часть от суммы страховой выплаты и проблемы с уплатой налогов, о которых их никто не предупреждает. По данным РСА, в 2015 году более 40 процентов всех выплат по суду составили нестраховые выплаты - штрафы, расходы на экспертизу, которые не дошли до автовладельцев и достались автоюристам.
Установление приоритета ремонта машины над денежными выплатами позволит решить эту проблему и не даст возможности автоюристам заработать на дополнительных расходах в судах. Это ускорит урегулирование страховых случаев, и автомобилист будет получать то, что ему необходимо в первую очередь, - восстановленную машину. Для автовладельца важное преимущество ремонта перед денежной выплатой будет заключаться также в том, что «натуральная» выплата будет производиться без учета износа автомобиля, в то время как денежная же выплата по закону об ОСАГО сейчас рассчитывается с учетом износа деталей и узлов. Кроме того, это создаст цивилизованный рынок авторемонта в стране, так как многим ремонтным центрам придется выйти «из тени» и заключать официальные договоры для получения потока заказов.
У ВСК уже выстроена системная работа с ремонтными станциями, мы работаем только с теми, кто соответствует всем стандартам сервиса и готов гарантировать качество предоставляемых услуг. Однако после вступления в силу изменений, безусловно, потребуется внести некоторые корректировки в договоры со СТОА. Необходимо будет более четко прописать требования к срокам ремонта, установить жесткие критерии в части необходимого качества восстановительных работ. В частности, в случае если клиент будет недоволен качеством выполненного ремонта, СТОА будет обязана провести повторный ремонт за свой счет. Также необходимо будет расширить географию предоставления услуги по ремонту в ряде регионов.
Гражданка рулит
Принципиальные изменения будут внесены в закон об ОСАГО. Законопроект, скорее всего, в ближайшее время будет внесен в Госдуму. О том, что же нового ждет автовладельцев, «РГ» расспросила президента Российского союза автостраховщиков (РСА) и главу Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игоря Юргенса.