Пятнадцать прав российского пациента

ЗАО «Капитал Медицинское страхование» продолжает публикацию цикла статей по правам пациента при получении медицинских услуг.

14:33
Нижегородский рабочий

Ущерб здоровью

Основания, правила и порядок возмещения вреда здоровью от некачественной медицинской помощи подробно расписаны в нормативно-правовых актах, регулирующих защиту прав застрахованных в системе обязательного медицинского страхования. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Возмещение вреда в полном объеме означает полное возмещение как понесенных затрат (и моральных, и материальных), так и неполученных в будущем заработков, причем это возмещение должно производиться исходя из размеров утраченных доходов человека.

В сфере охраны здоровья возмещение ущерба здоровью, как правило, осуществляют медицинские и фармацевтические работники, недобросовестно выполнявшие свои профессиональные обязанности. Возмещение ущерба не освобождает указанных работников от привлечения их к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Что делать, если вред здоровью человека нанесен вследствие применения лекарственного средства?

Организация—производитель, выпустившая это лекарственное средство, обязана возместить ущерб пострадавшему, когда доказано, что:

1) лекарственное средство применялось по назначению, в соответствии с инструкцией по применению лекарственного средства, и причиной вредного действия лекарственного средства оказались ошибки производства лекарственного средства;

2) вред здоровью нанесен применением лекарственного средства из-за ошибочной инструкции по применению лекарственного средства, изданной организацией — производителем лекарственных средств.

Если вред здоровью нанесен вследствие применения лекарственного средства, пришедшего в негодность в результате нарушений правил оптовой торговли лекарственными средствами или правил фармацевтической деятельности аптечных учреждений, то ущерб возмещает организация оптовой торговли лекарственными средствами или аптечное учреждение, по вине которых поступило в продажу или было отпущено указанное лекарственное средство.

Что делать, если пациенту предлагают заплатить деньги?

К сожалению, все чаше встречаются случаи, когда в рамках платной медицинской помощи медучреждения стараются получить с пациента деньги лишь за лучший сервис, но не желают включать в договор вопросы качества медицинской помощи. В итоге результаты обследования и лечения оказываются ничем не лучше, чем при их осуществлении бесплатно в рамках государственных гарантий. Пациент, порой того не подозревая, получает преимущественно моральное удовлетворение, причем лишь от гостиничных услуг и вежливого обращения.

Другая широко распространенная практика — брать в государственных медучреждениях с пациентов деньги за медикаменты, которые обязаны предоставлять бесплатно. Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств имеется в каждом отделении больницы и должен быть предоставлен пациентам по первому требованию. Если, находясь в стационаре, вы столкнулись с проблемой нехватки медикаментов, то самое действенное средство — попросить разъяснения у заведующего отделением.

Если пациент понимает, что его вынуждают заплатить, иначе он не получит необходимой помощи, то надо сохранить все чеки и квитанции, чтобы потом предоставить страховой организации для компенсации затрат.

Что делать, если уже пришлось заплатить деньги при лечении в рамках ОМС?

Пациент должен в возможно более короткий срок направить в страховую компанию письменное заявление о факте взимания с него денежных средств во время лечения, содержащее требование возврата затраченных при получении медицинских услуг в рамках ОМС денег. К заявлению необходимо приложить копии финансовых документов, подтверждающих факт расходования денежных средств на оплату услуг, препаратов, изделий и т. д. (например, кассовый чек, приходный кассовый ордер, договор на оказание платных услуг).

Врачи — эксперты страховой компании изучают поступившую жалобу (заявление) застрахованного и прилагаемые к ней документы, составляют претензию в ЛПУ и формулируют вопросы, подлежащие разрешению. В течение месяца направляют заявителю уведомление о принятом решении (о возмещении неправомерно понесенных расходов или об отказе в удовлетворении требований). Гражданин после получения отказа от страховой компании вправе обжаловать его в территориальном фонде ОМС и обратиться с иском в суд.

Продолжение публикации о правах пациента в следующих статьях.

Застрахованные в медицинской страховой компании ЗАО «Капитал Медицинское страхование» могут получить консультацию по интересующим их вопросам по бесплатному круглосуточному телефону «горячей линии» 8-800-100-81-01. Приглашаем страхователей всех форм собственности к сотрудничеству. Дополнительную информацию можно получить по тел.: (831) 439-48-51, 439-50-29, 439-48-35.

Елена МАЛЫШЕВА

Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля