Во-первых, был приостановлен стремительный экстенсивный рост рынка за счет вмененного автострахования. Когда банковский и дилерский каналы продаж пересохли, страховщики были вынуждены вспомнить про менее доходные, но в конечном счете более стабильные виды страхования и каналы распространения страховых продуктов. Во-вторых, стараясь привлечь страхователей, компании разработали новые линейки продуктов, позволяющих экономить за счет исключения из покрытия части рисков. В-третьих, столкнувшись с неконтролируемым ростом убыточности, страховщики были вынуждены поднять тарифы и ориентироваться в своем развитии не только на объемы премий, но и на показатели убыточности. И наконец, с рынка начали уходить страховые пирамиды и финансово неустойчивые страховые компании.
Долгое восстановление
По оценкам «Эксперт РА», объем рынка розничного страхования в 2009 году сократился на 6,8%, составив 247,1 млрд рублей. «Наибольший спад в розничном страховании наблюдался в сегменте автокаско (минус 16 процентов). Уменьшение сборов затронуло и страхование недвижимости, в первую очередь за счет страхования ипотеки и залогов индивидуальных предпринимателей (минус 6 процентов). Спад кредитной активности банков не мог не отразиться на динамике сборов в страховании от несчастных случаев беззалоговых заемщиков банков (минус 20 процентов)», — подводит итоги Андрей Бондаренко, заместитель директора департамента стратегического развития бизнеса РОСНО.
Восстановление рынка страховой розницы не будет быстрым. В первом полугодии 2010 года, несмотря на рост премий по рынку в целом (на 5,1%), взносы, собираемые на рынке розничного страхования, все равно сокращались — в основном за счет уменьшения премий в страховании автокаско (на 7,3%). По итогам 2010 года совокупные взносы на рынке розничного страхования увеличатся лишь на 1,6% (падение по сравнению с 2008 годом составит 5,3%). Эффект от реализации отложенного спроса и роста тарифов уравновесит влияние падения доли пролонгаций и отказа от страхования в связи со снижением уровня доверия к страховым компаниям. «Если говорить о влиянии кризиса на каналы продаж, то очевидно, что больше всего пострадал канал партнерских продаж в автостраховании. В первом квартале 2010 года продажи здесь не достигли уровня аналогичного периода 2009 года, но тем не менее мы ожидаем, что к концу года они приблизятся к уровню прошлого года. По агентскому каналу сборы сохраняются на уровне 2009 года», — делится наблюдениями Магомед Алиханов, заместитель генерального директора по продажам и региональному развитию компании «Цюрих».
Докризисный уровень 2008 года рынок страховой розницы преодолеет лишь в 2011 году. Начиная с 2012 года обновленный и очищенный рынок розничного страхования вновь будет показывать высокие темпы роста. «Введение ОСАГО в свое время дало мощный толчок развитию всего рынка, который за полтора-два года вырос процентов на 25–30 и удерживал высокие темпы роста в течение нескольких лет до кризиса. Не исключено, что то же самое может произойти и в случае введения обязательного страхования ответственности собственников недвижимости, о чем говорил недавно президент. Существенным стимулом для развития рынка могут послужить обсуждаемые государственные программы по налоговым льготам и софинансированию в страховании. Это открывает перед страховыми компаниями большие перспективы для роста, ужесточит конкуренцию и выведет рынок и экономику России в целом на новый виток развития», — считает Наталья Карпова, исполнительный вице-президент Группы «Ренессанс Страхование».
Новый спрос
Кризис способствовал созданию предпосылок для интенсивного и более равномерного развития рынка розничного страхования. В какой-то мере был предотвращен структурный перекос на рынке страховой розницы в сторону кредитных видов страхования, в особенности страхования автокаско купленных в кредит автомобилей. В 2009 году впервые за четыре года доля автокаско в совокупных взносах по розничному страхованию стала меньше 50% (45,4% в 2009 году). Страховщики отмечают рост спроса на розничное ДМС, страхование от несчастных случаев, а также страхование дач и квартир. Этот рост — отчасти результат активизации маркетинговых усилий страховщиков в соответствующих сегментах рынка.
Развитию рынка способствует также создание новых страховых продуктов. В 2009–2010 годах был отмечен бум продуктовых инноваций в сфере розничного страхования. «В период кризиса и спада спроса на страховые продукты страховые компании разработали различные линейки антикризисных программ страхования, для которых были характерны более низкие тарифы, ставшие возможными за счет исключения дополнительных услуг, таких как выезд аварийного комиссара на место ДТП, сбор справок, и ввода франшизы», — рассказывает Любовь Ельцова, генеральный директор ООО «СК “Согласие”».
Инновации были направлены не только на удешевление договоров страхования, но и на повышение уровня сервиса, создание продукта, наиболее удобного для клиента. «Сегодня ценность страховой услуги обеспечивается в процессе оперативного взаимодействия с клиентами по формированию новых потребительских свойств отдельных страховых продуктов, повышения оперативности и качества взаимодействия между компанией и клиентами, а также за счет внедрения современных решений в области сопровождения договоров и урегулирования страховых событий», — поясняет Сергей Каменецкий, заместитель генерального директора, руководитель центра розничного страхования «Страхового дома ВСК».
Лечение кризисом
Рынок розничного страхования восстанавливается и в финансовом плане, что гораздо важнее роста объемных показателей. В период кризиса обострение конкуренции и проблемы с ликвидностью в страховых компаниях привели к усилению демпинга на рынке розничного страхования. Еще одно следствие кризиса — рост выплат, связанный с повышением числа обращений в страховые компании, а также с девальвацией рубля, которая привела к увеличению размера среднего убытка.
«Даже те компании, которые, имея относительно невысокие тарифы, в кризис оставили их без изменения, тоже демпинговали. На самом деле мне кажется, что проблема не только в осознанном демпинге. Она шире. Проблема в неправильном, неадекватном андеррайтинге. Некоторые компании слишком поздно осознали ошибочность выбранных тарифов, лишь тогда, когда их комбинированный коэффициент убыточности зашкалил за 110 процентов. А до этого они год работали с этими тарифами и успели набрать убыточный портфель. Проблема здесь заключается элементарно в отсутствии риск-менеджмента, а не в злом умысле», — считает Дмитрий Амелькин, начальник управления стратегических проектов ОСАО «Ингосстрах».
Таким образом, в период кризиса произошел резкий рост убыточности бизнеса розничных страховщиков. Усредненный показатель комбинированного коэффициента убыточности-нетто розничных страховых компаний в 2009 году, по оценкам «Эксперт РА», составил 106,9%, увеличившись по сравнению с 2008 годом на 6,5 процентного пункта. Однако в конечном счете рынку это пошло на пользу. Рост убыточности в розничном страховании заставил страховщиков задуматься о повышении тарифов, более грамотном андеррайтинге и о контроле убыточности. В то же время рынок очистился от страховых пирамид и случайных игроков. Уже начиная с конца 2009 года ситуация с демпингом стала улучшаться. По итогам первого полугодия 2010 года комбинированный коэффициент убыточности снизился и составил 104,3%.
Наталья КОМЛЕВА, автор «Эксперт»
Динамика взносов по розничному страхованию
Динамика комбинированного коэффициента убыточности-нетто
Рэнкинг по объему полученной премии по розничному страхованию, 2009 год