Кто сегодня заплатит за ошибку врача

Сейчас в российском обществе популярно обсуждать новые обязательные виды страхования: построек после пожаров, урожая после засухи, ошибок врачей после коллективных исков пострадавших пациентов. Последнее — слабо изученная тема, но в перспективе российская медицина и пациент к этой процедуре обязательно придут.

15:43
Ведомости

По статистике Всемирной организации здравоохранения, ежегодно от врачебных ошибок умирает больше людей, чем погибает в ДТП. Каждый десятый пациент становится жертвой медицинской ошибки. Исследование организации Commonwealth Fund показало, что за 2003-2005 гг 34% пациентов в США, обращавшихся за помощью к американским врачам, сталкивались с тем, что им назначали неверное лечение, выписывали ненужные лекарства и не вовремя производили анализы. В России только по официальным оценкам Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС), примерно 10% всех медицинских услуг оказывается с ошибками — ну а на практике каждый понимает, что в районной поликлинике этот показатель может доходить до 90%.

Куда идет пострадавший от горе-врача пациент на Западе — естественно, в суд, где в случае доказательства вины доктора, специалиста не только лишат лицензии, но и наложат внушительный штраф, доходящий до сотен тысяч евро. При этом нормы демократического общества не позволяют описывать имущество горе-врача, выносить из его дома стиральную машину, арестовывать авто и отнимать путевку на море — как, например, действуют судебные приставы в России — в мире давно существует практика страхования ответственности врача, когда за его ошибки расплачивается страховая компания.

У нас пока доктора штрафуют в лучшем случае на 3000 рублей, а если его лечение закончилось летальным исходом — приговаривают к условному сроку и выплате максимум 50-80 000 рублей семье пострадавшего.
По статистике, цена одной врачебной ошибки в Испании в среднем равняется 3000 евро, в Германии — 3700 евро. Прямой ущерб от ошибок при лечении больных ежегодно оценивается во Франции в 636 млн евро, в Германии- в 400 млн, в Великобритании 700 млн. Думаю, при росте правосознания граждан в России будут наблюдаться схожие показатели.

Ну вот снова страховщики навязывают нам новый налог типа ОСАГО — скажет обыватель, не предлагая ничего взамен. Ведь покупая страховку от ошибок, врач стоимость полиса заложит в стоимость приема, то есть переложит финансовое бремя на пациента. А как иначе кардинально решить проблему ошибок: сажать врачей за решетку — нонсенс, заниматься сертификацией и жесткой оценкой профпригодности докторов — не в России, и не в этом десятилетии: у нас сегодня дефицит врачей в регионах в ряде больниц достигает 60%, заниматься созданием параллельной системы платного здравоохранения гарантированного качества — опять таки не в этом десятилетии и не с нынешним уровнем доходов россиян. Выход один — только платить живыми деньгами за каждую ошибку врача, причем платить не из бюджета больницы, потому что там денег нет, не из доходов доктора — получают они немного, не из госбюджета — потому что это глупо, а из негосударственных частных фондов — например, страховых, в которые врач или больница отчисляет небольшую часть доходов от своей деятельности.

На Западе при определении размеров страхового взноса, который выплачивается врачом для получения полиса по страхованию ответственности, учитываются степень риска, которая зависит от конкретной врачебной специальности, и вероятность количества и размеров выплат. Все вполне логично — чем дороже операция — тем она сложнее и больше риск ошибки — а значит, больший взнос доктор или клиника должны сделать в фонд страхования защиты от ошибок. И наоборот — чем больше пациент платит за операцию — тем больше он финансово защищен от непредвиденных последствий страховым полисом врача.

Мы все понимаем, что ни завтра, ни послезавтра эта система в России не заработает — хотя бы потому, что у нас нет законодательной базы и судебных прецедентов для сурового наказания горе-врачей. С другой стороны, квалифицированных врачей в стране — максимум 70% от реальных потребностей населения, преследовать их лично за ошибки нельзя — останемся без медицины. Выход — медленно создавать систему финансовых компенсаций пациентам за врачебные ошибки, параллельно — безусловно — развивая систему здравоохранения, и особенно — систему массовой подготовки квалифицированных и ответственных врачей.

Владимир СОРОКИН, генеральный директор «Альфастрахование-Жизнь»

Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля