Наиболее болезненна для страховщиков миграция по каско. "Убыточные клиенты, которые часто попадают в аварии, ежегодно меняют страховщика, скрывая свое прошлое, -- говорит Сергей Сафронов, генеральный директор "Авесты". -- Также распространена практика "отбивания тарифа": в последний месяц страхования автовладелец собирает все царапины и заявляет их одним случаем".
Пока страховщики пытаются бороться только с гиперубыточными клиентами. Лидеры рынка ведут полуофициальную базу страхователей, которые полностью разбили машину или стали жертвой угона. На основании этой базы они отказывают клиенту, обычно выставляя ему крайне высокий тариф. "В большинстве случаев отбор производится на основании возраста, стажа вождения и марки машины", -- говорит Михаил Меженик, заместитель директора центра корпоративного страхования СГ "МСК" в Петербурге.
В любом случае страховщики в тариф закладывают обязательную выплату. Это показывает их ценовая политика: так, если выплаты менее 50% от взноса, то тариф обычно остается прежним. Если выплата больше взноса, то тариф обычно повышается от 30 до 150-200%.
Перебежчики есть и в сегменте ОСАГО, хотя механизм борьбы с ними найти проще, так как данный сегмент регулируется государством. Сам закон не предполагает ведение многолетней базы по убыточности, так как скидки и надбавки обнуляются при смене машины (в среднем авто меняется каждые 3 года).
Иногда страховщики рассылают новым автовладельцам письма с просьбой документально подтвердить заявленную безубыточность или доплатить разницу с базовым тарифом.
"Это делается, чтобы избежать санкций Страхнадзора, так как в ходе проверки регулятор может поинтересоваться, на каком основании применен понижающий коэффициент", -- считает Алексей Букин, независимый консультант. При этом сознательное сокрытие убыточности не несет опасности для автовладельца. ОСАГО -- обязательный вид страхования, и компания не может отказать в заключении договора даже убыточному клиенту. При ДТП максимум, что грозит такому водителю, -- доплата взноса. Зато в каско положительный исход для автовладельца не столь очевиден, так как страховщик может заявить на суде, что не заключал бы договор с клиентом, зная его предыдущую убыточность.
Георгий КАРЧИК
Мигранты повышают тариф
Застрахованные по каско и ОСАГО в поисках низких тарифов мигрируют по компаниям. Страховщикам мешает бороться разобщенность и отсутствие единой базы.