По словам И.Алехиной, участники этого объединения направили письмо в адрес президента РФ с просьбой отказаться от исключения страхования ответственности по государственным гарантиям как инструмента финансовых гарантий для исполнения госконтракта.
"Уход страховщиков с рынка страхования ответственности по госконтрактам не принес пользы ни страховщикам, ни исполнителям по госконтрактам. Особенно пострадали представители малого и среднего бизнеса, которые потеряли возможность участвовать в государственных тендерах из-за трудностей получения банковской гарантии после отмены признания страховых полисов", - сказала президент гильдии.
Она отметила, что в полисах страхования ответственности по исполнению госконтрактов должны присутствовать определенные стандарты. "Такие стандарты были нами разработаны и прошли экспертизу авторитетных независимых специалистов. Недавно в надзор мы подали уточненный вариант правил страхования по данному виду бизнеса", - сказала И.Алехина.
Она выразила надежду на то, что решение об отказе принятия страховых полисов по страхованию ответственности исполнения по госконтрактам не является окончательным. "Игра еще не проиграна", - убеждена И.Алехина.
Со своей стороны представитель страховой компании "Помощь" Алла Латаева привела пример массовой отмены тендеров из-за того, что претенденты на участие исполнения по госконтрактам не смогли представить надлежащих финансовых гарантий. "Особенно эта ситуация характерна для Санкт-Петербурга", - сказала она.
А.Латаева обратила внимание на макроэкономические последствия переноса всей тяжести выдачи гарантий по исполнению госконтрактов на банковский сектор. "В настоящее время таким решением мы готовимся переложить на банковский сектор совокупную ответственность в размере 1 трлн рублей, в то время как банки только выходят из кризиса", - подчеркнула она.
Она также отметила определенные технические сложности для получения исполнителями по госконтрактам банковских гарантий. "По существу банковские гарантии приравниваются к банковскому кредиту и рассматриваются аналогичным образом. Кредитный комитет банка способен рассмотреть 3-4 заявки в неделю на предоставление таких гарантий", - отметила представитель СК "Помощь".
Вместе с тем начальник отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения госзаказа Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ Андрей Маковлев в ходе заседания заявил, что в ближайшее время вряд ли отмененное страхование ответственности за исполнение по госконтрактам будет возвращено в закон.
"В настоящее время в качестве альтернативы остается возможность выдачи поручительств на определенных условиях, и такими поручителями могут выступать, в том числе, страховщики", - сказал представитель ФАС. При этом он уточнил, что поручитель должен доказать соответствие требованиям по активам и резервам, размер поручительства также должен находиться в определенном соотношении с показателями активов компании, кроме того, компания-поручитель должна обладать существенными основными фондами. "Все указанные показатели должны подтверждаться балансами поручителя за два последних года", - подчеркнул А.Маковлев.
Директор департамента архитектуры, строительства и градостроительной политики Минрегионразвития РФ Илья Пономарев считает не совсем правильным отказ от страхования ответственности по госконтрактам, "хотя эта мера была вынужденной и абсолютно оправданной". По его словам, при отмене лицензирования и отходе государства от организации и определения стандартов, в том числе в строительной отрасли, крайне важно определить зоны ответственности. С точки зрения представителя Минрегионразвития, инструмент страхования ответственности в строительной сфере - цивилизованный, он применяется в различных странах, однако подходы к этому виду должны быть установлены таким образом, чтобы страховалась сквозная ответственность на время всего строительства. Специалист считает тупиковым подход, при котором отдельно страхуется ответственность проектировщиков, строителей и изготовителей стройматериалов.
Страхование ответственности за исполнение обязательств по госконтрактам было исключено из перечня финансовых гарантий в августе 2009 года. Регуляторы расценили начавшуюся в этой области практику как не соответствующую поставленным задачам. В отсутствие законодательных и иных стандартов и методики страхования появлялись страховые полисы, по которым страховщики практически не несли никакой ответственности. Кроме того, страховые компании готовы были брать на себя ответственность по обязательствам клиентов на десятки миллиардов рублей, в то время как совокупный уставный капитал всех страховщиков РФ не достигает 800 млрд рублей.
НСГ предпринимает попытку восстановить страхование ответственности по госконтрактам
Национальная страховая гильдия (НСГ) предпринимает попытку восстановить страхование ответственности по госконтрактам, сообщила президент гильдии Ирина Алехина на заседании "круглого стола", посвященном страхованию строительных рисков и госконтрактов.