В Москве и на Соловках должны лечить одинаково

«Модернизация» - сегодня одно из самых популярных слов в нашей стране, где в обновлении нуждается практически все, и в том числе – система здравоохранения. Как же будут модернизировать наши больницы и поликлиники, что ждет медработников и пациентов?

09:19
Правда Севера, Архангельск

На днях главные врачи лечебных учреждений Архангельской области собрались на совещание, посвященное этому вопросу. В овальном зале «Белого дома» не осталось ни одного свободного места. Врачи очень внимательно слушали министра здравоохранения и соцразвития области Надежду Макарову, которая рассказывала об аналогичном совещании в Москве, где регионам были даны «ценные указания» по реализации реформы.

Революция в охране здоровья

Сейчас в нашей области, как и по всей России, заканчивается работа над региональной программой модернизации здравоохранения, которая к 1 октября должна быть представлена в федеральное Минздравсоцразвития. - Если наша программа будет утверждена в Москве, здравоохранение области получит до пяти миллиардов рублей, - сказала Надежда Макарова. - Причем доля федерального бюджета в софинансировании может составлять не 50, а 60 и даже 70 процентов.

В ближайшее время Госдума примет три закона, в которых заложены принципы грядущих реформ: об основах охраны здоровья граждан (его называют революционным), об обязательном медицинском страховании и о защите прав пациентов.

- Один из ключевых моментов, над которым нам предстоит работать, - это разграничение полномочий, - считает министр. - За федеральным центром остаются стандарты и порядки оказания медицинской помощи, которые разрабатывает Минздравсоцразвития. Они будут едиными на всей территории страны. Независимо от того, где проживает пациент - в столице, областном центре или отдаленном сельском поселении, - он должен получать достойную медицинскую помощь в полном объеме.

Также за Москвой остается контроль ее качества. Впервые вводится понятие безопасности медицинской помощи. Оно предполагает участие общественных организаций по защите прав пациентов в разрешении их споров с врачами. В самом же здравоохранении, включая первичную и скорую помощь, которой до сих пор ведали муниципалитеты, ответственность за доступность и качество медицинских услуг «уходят» на уровень субъектов РФ. За муниципальными образованиями остается санитарно-просветительская работа и создание условий для оказания медпомощи населению в соответствии с региональной программой.

- Только в том случае, если субъект Федерации примет решение о целесообразности функционирования муниципальной системы здравоохранения, соответствующий областной закон делегирует муниципалитетам эти полномочия, - подчеркнула Макарова.

Есть ли толк от койки?

Пациенты получат право выбора врача и медицинской организации. Правда, выбирать можно будет только один раз в год и лишь участкового терапевта или педиатра. Специалисты нас будут лечить по-прежнему те, к которым направит участковый.

Также с 1 января будущего года мы сможем выбирать страховую медицинскую организацию. Сейчас за нас это делает работодатель, которому с 2011 года придется отчислять в фонд обязательного медицинского страхования 5,1 процента фонда оплаты труда вместо нынешних 3,1 процента. Разница станет тем источником, из которого пойдут средства на ремонт и оснащение учреждений здравоохранения. Когда они будут приведены в порядок, финансы предполагается направить на увеличение зарплаты медработников.

Страховой медицинский полис станет единым для всей страны и электронным - опять же для того, чтобы, скажем, житель Соловков мог без проблем получить любую медпомощь, будучи в Москве.
В программе госгарантий появятся новые виды помощи – медицинская реабилитация и санаторно-курортное лечение, а также паллиативная помощь (хосписы и т.п.). Предусмотрены и другие нововведения, понятные лишь специалистам.

Конечно, кого-то перемены пугают. Работать по старинке, возможно, спокойнее. Но лучше ли? Например, от больничных коек порой нет никакого толка. - Главные врачи пишут: нам ничего не надо, только сохраните койки, - рассказала Надежда Макарова. - Если они эту позицию не изменят, о модернизации можно и не мечтать. Эксперты отмечают, что во многих случаях коечный фонд существует лишь номинально, он не подкреплен ни оборудованием, ни кадрами. О каком качестве медицинской помощи может идти речь? В случае закрытия «неэффективных» коек Минздравсоцразвития рекомендовал (и область уже идет по этому пути) создавать межрайонные центры с выездными бригадами и передвижным медоборудованием.

Чтобы получить финансирование, региональную программу надо «защитить» в Минздравсоцразвития. Должна быть представлена «медицинская карта» региона: эксперты укажут любую точку - к примеру, Мезень - и поинтересуются, как ее житель получит все виды медпомощи. В министерстве ждут от регионов подробнейшие характеристики систем здравоохранения: кадры, койки, предложения по реформированию и т.д.

Сейчас область вовсю готовится к «защите». Далеко не все районы представили информацию. Но это необходимо сделать, поскольку выбора - участвовать или нет в модернизации - у лечебных учреждений попросту нет.

- Сомнения и боязнь, что будет хуже, должны уйти на задний план, - сказала Надежда Макарова. - Если мы хотим получить финансирование, обеспечить доступность и повысить качество медицинской помощи, мы должны сделать эту работу.

Марина ДАШИНА

Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля