Горю и не сгораю

"Горю и не сгораю". Застраховано от огня в обществе "Саламандра". Ильфу и Петрову вольно было посмеиваться над стандартной дореволюционной бабушкой, у которой на двери висела гербовая бляха с такой надписью. Они же не над Сов-наркомом смеялись.

13:45
Рабочий край, Иваново

Согласно декрету "Об организации государственных мер борьбы с огнем" от 17 апреля 1918 года руководить пожарной охраной в Советской России должен был главный комиссар по делам страхования.
При таких обстоятельствах было бы странно, если бы по итогам этого лета правительство о страховании не вспомнило. "Вся страховая история подменяется государственной помощью - из федерального бюджета мы тратим миллиарды рублей, - цитирует Президента России "Российская газета". – Государство способно это сделать, но это неправильно".
Президента можно понять. Согласно Гражданскому кодексу собственник самостоятельно несет риск случайной гибели своего имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. При этом по закону "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. То есть так или иначе платить приходится государству. И оно платит: 600 семей получат по два миллиона рублей, 1650 семьям жилье будет восстановлено за государственный счет, а еще 140 семей за госсчет купят квартиры.
Советские времена сейчас вспоминаются с вполне понятной ностальгией. Но вот что удивительно - в те времена государство по части помощи своим гражданам было куда прижимистей, чем сейчас. Я почти всю жизнь прожил в Молдавской ССР. Пришлось как-то копаться в архиве города Бендеры за 1944-1947 годы. На оборотах румынских налоговых квитанций и платежных поручений были написаны интереснейшие вещи, но для нас в данном случае важно не то, что там было, а то, чего там не было. Так вот, горисполком Бендер, разрушенных на 93%, не принял ни одного решения о выделении кому-либо материальной помощи на восстановление разрушенного дома. В документах нет ни одного упоминания о том, что составлялись какие-то списки пострадавших или распределялась помощь от союзных или республиканских структур. Максимум, на что шел гориспол ком, - разрешение использовать стройматериалы из домов, не подлежащих восстановлению. И, судя по всему, происходило это не из-за жадности председателя, а было следствием общегосударственной политики. Цитирую пункт 10 "Закона о демобилизации старших возрастов личного состава действующей армии" от 23 июня 1945 года: "Обязать Всесоюзный банк финансирования коммунального и жилищного строительства (Цекомбанк) в районах, пострадавших от немецкой оккупации, выдавать нуждающимся демобилизованным ссуды на строительство и восстановление жилых домов в сумме от 5 до 10 тысяч рублей со сроком погашения ссуды от 5 до 10 лет". Десять тысяч - сумма весьма приличная, председатель исполкома зарабатывал ее примерно за год, но неужели солдаты и офицеры Красной армии не заслужили того, чтобы получить эти деньги безвозмездно?
При этом было бы неправильно считать, что в разрушенных Бендерах власти бросили людей под открытым небом. Решения о передаче той или иной коробки разбитого дома, той или иной организации для восстановления под общежития или квартиры сотрудников в документах исполкома попадаются достаточно часто. Но, как вы сами понимаете, о приватизации этих квартир и речи быть не могло. Рассуждать о щедрости или жадности властей можно сколько угодно. Вернемся к страхованию. Я было начал сам подумывать о нем, благо живу в каких-нибудь трехстах метрах от леса. Зашел в Интернет. На сайтах многих страховщиков сейчас можно приблизительно рассчитать стоимость страхового полиса. Вышел я из Интернета слегка разочарованный. Дом, в котором я живу, стоит около 750 тысяч рублей, и страховка его на такую сумму обойдется в 3700 рублей как минимум. Для сравнения - пенсия моей матери, которой принадлежит дом, составляет 5900 рублей. Я тоже зарабатываю не слишком много. Что же нам, застраховать дом и думать, как дотянуть до конца месяца?
Допустим, что наше "домашнее хозяйство", как выражаются статистики, не слишком типичное. Возможно, что в деревне дома, а следовательно, и страховка дешевле. Но есть еще одно важное обстоятельство. Где гарантия, что не получится так: я застраховал свой дом, завтра он сгорел, послезавтра обесценился рубль, так что, когда мне через два дня выплатили всю положенную по договору сумму, ее едва хватило на крючок для двери? Ведь стандартная дореволюционная бабушка, над которой смеялись Ильф и Петров, слыхом не слыхивала слово "дефолт". В ее время в каждой десятирублевке из года в год было примерно 7 граммов золота, и получить это золото можно было в любом банке по первому требованию. В сегодняшних сотнях и тысячах золото если и есть, то явно жидкое - оно постоянно куда-то испаряется, как вода из стакана. И если сравнивать риск пожара и риск дефолта, то еще неизвестно, какой окажется больше. Мой дом, во всяком случае, пережил несколько денежных реформ, дефолт, а теперь еще и экономический кризис, и слава богу, пока не сгорел.
Не хотелось бы, чтобы страховые компании восприняли написанное мной как упрек в свой адрес. Я прекрасно понимаю, что они занимаются бизнесом, а не благотворительностью. Но в то же время я должен с сожалением признать, что не могу пока быть их клиентом. И судя по тому, что в России застраховано меньше 10% недвижимости - не я один такой.
Так что страхование - дело хорошее. Но, для того чтобы им мог воспользоваться каждый, нужны как минимум две вещи: во-первых, финансовая стабильность и, во-вторых, достаточно высокий уровень доходов населения. А пока так и приходится власти быть чем-то вроде главного комиссара по делам страхования...

Александр ХОРОШЕВ

Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля