Как сообщила «Интерфаксу» заместитель руководителя департамента развития финансового рынка Вера Балакирева, «на прошлой неделе ведомство провело согласительное совещание по законопроекту с участием представителей ЦБ, ФАС России, МВД и страховщиков. Представленные замечания учитываются в тексте документа, доработанная версия будет разослана ведомствам на повторное согласование в ближайшее время. Предполагается, что осенью согласованный законопроект может быть внесен в правительство Минфином РФ».
Отложенное разнообразие
В.Балакирева уточнила, что «даже в случае принятия депутатами нового блока поправок в закон об ОСАГО весь блок изменений и отдельные положения вступят в силу после завершения переходного периода. Для всего законопроекта этот период может составить год, а для некоторых его положений - до полутора лет».
Представитель ведомства считает, что «либерализация подходов в ОСАГО необходима, однако она должна проводиться плавно. Важно, чтобы система получила дополнительную гибкость, страховщики расширили перечень факторов, которые они будут учитывать при формировании условий и стоимости полисов. У автовладельцев должно появиться право выбрать усиленную защиту, если их финансовые возможности это позволяют».
Пока варианты обсуждаются, продолжила представитель Минфина. Среди них - право страхователя сохранить полис с действующим лимитом выплат за ущерб жизни и здоровью в размере 500 тыс. рублей либо выбрать полис с лимитом 1 млн рублей или 2 млн рублей. Если вводить повышенный лимит выплат для всех в обязательном порядке, то это повлияет на всю систему тарификации. Тот водитель, который считает, что установленного в ОСАГО покрытия недостаточно, вместо дополнительного полиса добровольного страхования ответственности автовладельца приобретет расширенный полис ОСАГО.
На идею введения градации в покрытии полисов ОСАГО ведомство натолкнули жалобы, с которыми граждане обращаются в Минфин. «Все чаще, судя по письмам, прямо на месте ДТП с виновников аварии требуют письменное обещание покрыть все расходы на лечение, если страховой выплаты окажется недостаточно. Кроме того, наши расчеты показывают рост стоимости лечения для пострадавших, а также рост других затрат на обеспечение поддержания уровня жизни иждивенцев», - сказала представитель Минфина РФ.
Водителям создадут профили
По словам В.Балакиревой, последствия принятия предложенных поправок в ОСАГО для автостраховщиков будут связаны не только с либерализацией подходов к установлению тарифов, но и с широкими правами в плане применения коэффициентов. Они позволят использовать «индивидуальную настройку полиса ОСАГО» в зависимости от профиля страхователя. Пока обсуждается возможность для автостраховщиков учитывать в тарифе не только возраст и стаж водителя, но и ряд других индивидуальных особенностей - например, интенсивность использования транспортного средства, факт тюнинговой доводки, отнесение ТС к категории спортивных или специальных, иные факторы. Таким образом, часть коэффициентов к тарифам ОСАГО по-прежнему будет определена законом, а часть начнет устанавливаться страховщиками.
«Коридор определения цены полиса ОСАГО для страховщиков существенно расширится, итоговая цена полисов для одних водителей уменьшится, а для других увеличится за счет включения дополнительных или переосмысления прежних коэффициентов. Но сама система ценообразования в ОСАГО станет более справедливой», - убеждена представитель Минфина.
«Важно подчеркнуть: чтобы избежать любых разговоров о непрозрачности ценообразования при использовании новых подходов в ОСАГО, должны соблюдаться некоторые базовые принципы. Так, тариф для конкретного водителя должен рассчитываться понятным образом, правила расчета должны быть приведены на сайте страховщика с тем, чтобы потребители и регулятор могли их перепроверить в любой момент. Также на сайте СК должны быть приведены коэффициенты, которые используются страховщиком ОСАГО для определения стоимости полисов «автогражданки», - пояснила В.Балакирева.
Пот ее словам, в ходе дискуссий по законопроекту обсуждалась идея «в большей степени «привязать» полис ОСАГО к водителю, а не к его транспортному средству». «Как она ни хороша, трудно исполнима такая задумка в российских условиях, когда и регистрация ТС, и ответственность за ДТП, и штрафы «привязаны» к собственнику. В то же время собственник машины вообще может не иметь права управления ТС. Пока это положение вещей сохраняется, у нас возникают затруднения с тем, чтобы адекватно отслеживать и анализировать историю отдельных водителей, а в ряде случаев - составить картину допускаемых нарушений», - сказала представитель Минфина.
Рисковые водители переплатят за ОСАГО
Как сообщил «Интерфаксу» эксперт, знакомый с обсуждением законопроекта Минфина, используемая система переформатирования коэффициентов позволит влиять не только на нижнюю границу тарифного коридора в ОСАГО, но и повышать верхнюю для аварийных и молодых водителей, нарушающих правила дорожного движения. Разница цены полиса с учетом повышающих коэффициентов может составлять до 3-х раз.
Глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков, выступая в телеэфире в пятницу, подтвердил, что в планах депутатов на осеннюю сессию - рассмотрение новых изменений в закон об ОСАГО. «Появляются идеи, связанные с учетом того, как ведет себя за рулем тот или иной водитель. Характер поведения водителя должен влиять на тариф по полису ОСАГО в сторону понижения или в сторону увеличения. При этом, чтобы проверить качество вождения, водитель должен установить прибор, который определяет, как часто водитель нарушает правила дорожного движения. Еще предстоит определить, кто будет оплачивать такие приборы. Кроме того, обсуждается возможность увеличения сумм выплат по полисам ОСАГО до 2 млн рублей, но только по желанию клиента страховщика. При этом водитель, выбравший полис с расширенным покрытием, будет платить за ОСАГО больше», - сообщил А.Аксаков.
В свою очередь, В.Балакирева, отвечая на вопрос «Интерфакса» о возможном влиянии нововведений на смягчение кризиса на рынке ОСАГО, признала, что ни поправками в закон, ни корректировкой тарифов кардинально изменить кризисную ситуацию на рынке ОСАГО не удастся. «Нам потребуется система комплексных мер, усилия всех сторон, в том числе ведомств, регулятора и правоохранителей, для выравнивания ситуации. Убытки страховщиков во многом образованы нестраховыми издержками», - пояснила она.
Как сообщалось ранее со ссылкой на данные Банка России, уровень выплат по договорам ОСАГО по итогам первого полугодия 2017 года превысил 95%.
Минфин РФ осенью внесет в правительство поправки в закон об ОСАГО, либерализующие подходы к тарифообразованию
Минфин РФ дорабатывает проект изменений в закон об ОСАГО, в котором предусмотрена либерализация подходов к ценообразованию.