Защитная реакция

Минздравсоцразвития разработало законопроект, который обязывает абсолютно все лечебные учреждения страны отвечать за свою профессиональную деятельность.

10:29
Гудок

Для России создание механизма защиты прав пациентов можно назвать революционным прорывом: сегодня человеку, пострадавшему от халатности и непрофессионализма врача, практически невозможно это доказать.

Судебные процессы, возбуждённые самыми настырными из пострадавших, длятся годами и часто ни к чему не приводят. Поэтому уже никого не удивляет забытая после операции салфетка в желудке больного, заражения детей в больницах из-за антисанитарии, равнодушие врачей «скорой помощи», отказавшихся приехать к умирающему… Пациенты проглатывают обиду и самостоятельно – за свои деньги с привлечением знакомых – выходят из сложившейся ситуации.

И вот министерство обнаружило, что институт защиты пациентов отсутствует как таковой, и разработало документ.
«Это инновационный проект в нашей стране, – охарактеризовал законопроект статс-секретарь, замглавы Минздравсоцразвития Юрий Воронин. – Возможно, документ далёк от идеала, но в любом случае предложенная система лучше существующей».

Предполагается, что с 2013 года все лечебные учреждения страны (вне зависимости от форм собственности) будут выступать гарантом компенсации выплаты за вред, который может быть нанесён медперсоналом пациенту. Изучив международный опыт, в министерстве пришли к выводу, что самый оптимальный вариант защиты потребителя – это обязательное страхование именно со стороны медучреждений.
«При страховании пациентов придётся заключать с каждым из них договор, что замедлит обслуживание и увеличит бумажную работу, – объясняет Юрий Воронин. – Если же возложить ответственность на конкретного врача, то в случае нанесения массового вреда больным с него невозможно будет взять необходимую сумму для компенсации».

Кроме того, считают в министерстве, страхование ответственности врача демотивирует специалиста к оказанию качественной помощи: он заранее будет опасаться возможных рисков.

Именно поэтому был выбран третий вариант, когда человек, переступивший порог лечебного учреждения, автоматически страхуется клиникой. Предполагается, что базовый тариф для лечебных учреждений (ежегодный взнос страховщику) должен составить 2% от объёма оказываемой медпомощи. При этом ставка будет дифференцироваться в зависимости от квалификации медработников, видов услуг и т.д. По оценке министерства, объём оказанных медуслуг из всех источников на 2010 год запланирован на сумму 1,3 трлн руб.

Такие цифры вселяют в чиновников надежду, что страховые компании с удовольствием придут в данный сегмент экономики.
«Закон даёт сигнал медучреждению, что за ошибку надо платить, – считает президент Всероссийского союза страховщиков Андрей Кигим. – Это шаг к повышению качества услуг, ответственности и организации контроля».

Пострадавшему не нужно будет доказывать в суде вину врачей, как это требует существующее законодательство. Чтобы получить компенсацию, ему придётся обратиться в региональную комиссию по расследованию страховых случаев, которая будет действовать на общественных началах.
«Вершителями судеб» выступят сотрудники учреждений медико-социальной экспертизы, местной власти, Росздравнадзора, медицинских профессиональных организаций и обществ защиты прав пациентов. Члены комиссии в течение 30 дней определят, нанесён ли больному вред, и если это так, то страховая компания, с которой у клиники заключён договор, выплатит компенсацию.

Здесь начинается самое интересное – документ разрешает получить деньги только в самых крайних случаях: при получении инвалидности (за первую группу – 1,5 млн руб., за вторую – 1 млн руб., за третью – 500 тыс. руб.) и за смертельный исход – родственники погибшего могут рассчитывать на 2 млн руб. за потерю близкого человека.
«Предложенная система не покрывает и 5% тех проблем, с которыми сталкиваются больные, – считает президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский. – Она предусматривает страховые выплаты только в случае смерти или инвалидности, тогда как большинство проблем связано с неоказанием помощи, отсутствием лекарств. Кроме того, людям хочется не денег, а справедливости: чтобы врача-непрофессионала уволили и он не смог больше практиковать, а данный документ обходит вниманием главного виновника».

Президент общества специалистов доказательной медицины Василий Власов отмечает, что из-за новой системы могут подорожать медуслуги: «Клиники будут вынуждены закладывать расходы на страховку в свои тарифы».

Другие эксперты говорят о том, что не стоит заранее пугать потребителей.
«Та сумма, на которую подорожают медуслуги, будет минимальной по сравнению с инфляцией и другими экономическими издержками, и пациенты этого не заметят, – считает заместитель начальника департамента здравоохранения ОАО «РЖД» Анатолий Азаров. – В целом законопроект не вызывает у нас отрицания. Более того, мы в отраслевом здравоохранении уже давно говорим о необходимости такого страхования, так как это даст дополнительные преимущества во взаимоотношениях между пациентом и учреждением и предоставит обеим сторонам возможность решать все вопросы в досудебном порядке. Хотя клиникам не обязательно дожидаться 2013 года: уже сегодня они могут присоединиться к институту добровольного страхования профессиональной ответственности».

Ольга МАЛЁВА

Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля