"Космический клуб" проводится регулярно с 2005 г. и является единственным мероприятием, на котором обсуждаются финансовые вопросы, связанные с космической отраслью и страховым сектором экономики. В этом году в повестку дня конференции были включены темы, касающиеся перспектив страхования российских ракет-носителей.
Генеральный директор "Малакут Созвездие" Т. Фузик выступил с совместным с ФГУП "ГКНПЦ им. М.В. Хруничева" докладом по страхованию испытаний ракетного комплекса "Ангара". Директор европейского управления глобальных рисков страховой компании HISCOX Б. Ритчи дал оценку деятельности страховых компаний в космической отрасли за время, прошедшее с предыдущей конференции. Он заявил, что сборы мирового рынка по страхованию запусков ракет и спутников составили 1 млрд. долл. Объемы премии не претерпели в 2009 г. особых изменений по сравнению с 2008 г., тогда как выплаты выросли примерно в два раза: с 0,25 до 0,5 млрд. долл. При этом в 2009 г. страховые случаи, произошедшие при запуске ракет, принесли 10% убытков (60% в 2008 г.). Остальные 90% убытков пришлись на аварии, связанные со спутниками, уже выведенными на орбиту (40% в 2008 г.). Б. Ритчи сообщил, что в 2010 г. продолжается тенденция к снижению ставок на страхование космических рисков, поскольку последний период, когда убытки по данному виду превышали собранную премию, был зафиксирован в 2007 г.
По данным HISCOX, всего в прошлом году на геостационарную орбиту был выведен 41 космический аппарат. В мире произведены 24 старта ракет-носителей, из которых 10 Россия осуществила сама и еще 4 - с участием других стран. На ЕС пришлось 5 запусков, США - 4, Китай -1. В 2009 г. было застраховано около 90% произведенных запусков.
Помимо вопросов страхования космических запусков, на конференции обсуждались также пути их удешевления. Стоимость выведения на орбиту 1 кг груза в 2010 г. выросла до 30 тыс. долл., что на 17% больше, чем в прошлом. Теперь запуск с земли одного космического аппарата обойдется заказчику более чем в 260 млн. долл., что сильно тормозит коммерческое использование космического пространства. Однако выход есть - это запуск ракет-носителей не с земли, а с воздуха. Б. Ритчи сказал, что стоимость воздушного запуска в разы меньше: 28-30 млн. долл. Такая экономия достигается за счет того, что нет расходов на создание и содержание наземной инфраструктуры.
Еще одним способом снижения стоимости выведения полезных грузов на орбиту может стать внедрение многоразовых средств запуска. С точки зрения начальника отдела обеспечения страхования космической деятельности ФГУП "ЦЭНКИ" В. Бузыкина, среди проектов многоразовых средств выведения наблюдается преобладание одноступенчатых носителей, что еще не свидетельствует об окончательном выборе в их пользу. Лидирующее положение среди стран-обладателей средств выведения сегодня занимают США, где находятся в эксплуатации несколько типов одно- и многоразовых ракет-носителей различной грузоподъемности (Atlas, Delta, Titan, Pegasus, Taurus и др.), а также многоразовая транспортная космическая система Space Shuttle.
Заместитель руководителя Роскосмоса А. Шилов в своем выступлении рассказал о перспективах развития космической отрасли. Он подтвердил, что спутники, которые планируется вывести на орбиту в течение ближайших Шлет, имеют сравнительно короткий срок эксплуатации - около 5 лет. Поэтому замена вышедших из строя потребует значительного увеличения количества запусков ракет-носителей.
ЭКСПО
В Москве 26 мая с.г. состоялась IV Международная конференция по космическому страхованию "Космический клуб-2010". В работе конференции приняли участие представители более 50 компаний из России, Великобритании, Франции, США, Украины, Беларуси и других стран.
13.08.2010
15:30
Аэрокосмический журнал