Разветвленная холдинговая структура, большое количество клиентов, строгие требования к отчетности, а также необходимость соответствовать целому ряду стандартов делают страховую отрасль чувствительной к эффективности систем обработки информации.
Сегодня ключевыми моментами развития становятся информационно-технологическое обеспечение внутренних бизнес-процессов и создание единого информационного пространства. Эти задачи решаются за счет внедрения современных ERP-систем, в которых отражена отраслевая специфика.
Страховые компании часто представляют собой сложные холдинговые структуры с наличием единого административного центра и большого числа подразделений. В таких условиях важной задачей является создание единой информационной системы. При этом в системе должна быть учтена возможность работы с несколькими юридическими лицами таким образом, чтобы обеспечить консолидацию данных для получения финансовой и управленческой отчетности. Система должна автоматизировать учет договоров страхования, оформление страховой документации, расчет страховых выплат, сбор и анализ статистической и иной информации, формирование отчетности.
Основное требование, которое предъявляют игроки страхового рынка к информационным системам, – масштабируемость, т.е. способность обеспечивать опережение роста возможностей над ростом затрат на модернизацию. Одним из программных продуктов, отвечающих этому требованию, является ERP-система Microsoft Dynamics AX. Эта система хорошо зарекомендовала себя в решении задач финансового планирования, учета и контроля, а также консолидации финансовой информации в компаниях холдингового типа.
Для компаний крайне важно понимать, кто зарабатывает деньги и на чем, кто их тратит и в каком количестве. Не менее важно знать, какова и рентабельность каждого из продуктов. Очевидно, что финансовое управление в распределенной структуре также должно строиться на базе формализованных процедур, основу которых составляют управленческий учет, аналитика и бюджетное планирование. В качестве примера специализированного бизнес-приложения в области учета и управления финансами страховой компании можно привести решение «АНД Проджект» на базе Microsoft Dynamics AX. Оно обеспечивает ведение бухгалтерских операций и главной книги, управление дебиторами и кредиторами, управление денежными средствами, управление основными средствами и нематериальными активами, ведение казначейских операций, управление финансами и инвестициями, налоговый учет, учет затрат, расчет заработной платы и различные виды управленческого учета.
Еще одним важным требованием, которое страховые компании предъявляют к ERP-решениям, является возможность получать из системы финансовую отчетность не только по стандартам ведения российского бухгалтерского учета, но и по международным стандартам, например МСФО. Пример специализированного решения этой задачи – приложение «AND Project: IFRS for Microsoft Dynamics AX», предназначенное для трансформации российской отчетности и подготовки консолидированной отчетности компаний и холдингов в соответствии с требованиями МСФО. Оно обеспечивает ведение российского и международного учета в единой системе, аудируемость отчетности, интеграцию с другими учетными системами, автоматические корректировки и гибкие возможности по настройке любых корректировочных таблиц. В системе предусмотрены параллельный учет основных средств и нематериальных активов в соответствии с МСФО, мультивалютность, формирование различных (в том числе и пересекающихся) периметров консолидации и автоматизация сверок между компаниями группы.
Надежность компании в значительной степени зависит от сотрудников, которые занимаются анализом и актуарными расчетами, используя при этом эффективный инструментарий. Как правило, в каждой страховой компании существуют собственные уникальные процедуры анализа, поэтому важными требованиями к информационной системе являются возможность интеграции в нее уникальных алгоритмов для проведения актуарных расчетов, а также накопление и структурирование данных, необходимых для этих расчетов.
Помимо возможностей для масштабирования открытость системы позволяет адаптировать ее к постоянно меняющимся требованиям бизнеса и интегрировать со специальными системами, которые обеспечивают поддержку таких процессов, как разработка и продажи страховых продуктов, андеррайтинг, урегулирование убытков и суброгация, сопровождение договоров страхования, входящего и исходящего перестрахования, управление агентами и расчет комиссионного вознаграждения, учет страховых операций и платежей, расчет резервов, формирование страховой регламентной отчетности.
В условиях высокой конкуренции выигрывает тот, кто в состоянии быстро реагировать на потребности клиентов, выпускать новые продукты и поддерживать их выпуск, демонстрировать скорость и качество обслуживания. Информационная система должна поддерживать полный цикл формирования страховых продуктов: от анализа и расчета до подготовки всех необходимых отчетных документов и интеграции этого продукта в единую учетную систему компании.
А. СЕРЕБРЯКОВ, директор
Требования страховых компаний к ERP-системам
В страховом бизнесе, как и в любой иной отрасли экономики, идет непрерывный поиск решений по снижению издержек осуществляемой деятельности и повышению эффективности бизнес-процессов.
26.08.2010
16:48
Финансовая газета