Андреас Вассилиу: «Новые акционеры не должны негативно воздействовать на бизнес в России»

Интервью. Компания Alico к концу года сменит владельца. О том, как это произойдет, чем обернется сделка для клиентов, рассказывает исполнительный директор Alico по Центральной и Восточной Европе Андреас Вассилиу.

13:09
Финанс.

Господин Вассилиу, в какой стадии сейчас находится сделка по продаже Alico компании MetLife?

– Пока главный и единственный акционер компании – корпорация AIG. Напомню, что 79,9% AIG принадлежат сегодня американскому правительству. Правительство решило, что Alico надо продавать. Долго искали – кому. В конечном счете выбор остановился на MetLife. Alico будет на 100% принадлежать этой компании. В начале марта решение о продаже получило подтверждение. Сделка проходит в несколько этапов. Не могу сказать, что какая-то из фаз этого процесса затягивается, все идет в нормальном темпе. Для MetLife эта сделка дает возможность не только оставаться крупнейшим страховщиком жизни в США, каким она уже является, но и стать действительно международной, глобальной компанией. Мы ожидаем, что к декабрю сделка завершится.
Alico – американская компания (American Life Insurance Company), но наш бизнес по страхованию жизни международный. Компания работает только за пределами США – в самых важных регионах мира. Один из крупнейших – Центральная и Восточная Европа, куда входит и Россия. Мы работаем также в Западной Европе, на Ближнем Востоке и в Латинской Америке. Сборы Alico в 2008 и 2009 годах составляли примерно $18 млрд, а прибыль – более $2 млрд в год.

Сделка проходит не в самые лучшие времена и для мировой экономики, и для AIG, вы считаете ее параметры адекватными?

– Понятно, что продавцу всегда хочется цену чуть повыше, а покупателю – пониже. В данном случае и продавец, и покупатель решили, что $15,5 млрд – это справедливая цена. Из этих средств MetLife уплатит AIG $6,8 млрд денежными средствами, а остальное – своими акциями.

Каковы ожидания от этой сделки?

– Новый акционер – это самый желанный акционер, которого можно было бы найти. Это крупная компания и очень профессиональная. Бизнес Alico хорошо сочетается с бизнесом MetLifе с географической точки зрения. MetLife – лидер на рынке страхования жизни в США, где сосредоточена большая часть операций компании, а Alico исторически сильна за пределами Штатов. Кроме того, мы имеем эффективную комбинацию практического опыта работы на развивающихся рынках со стороны Alico и финансовой мощи MetLife.
Я уверен, что в долгосрочной перспективе это событие окажет серьезный положительный эффект на весь бизнес компании Alico, в том числе и на операции в России. Часть инвестиций предназначена для России. Так что новым владельцам просто придется развивать бизнес здесь. Согласно договоренности с MetLife стратегия российской компании меняться не будет, новые акционеры не должны негативно воздействовать на бизнес в России.

Тем временем некоторые ваши коллеги уходят из России – ING, например…

– А наши учредители, наоборот, направили дополнительный капитал в российскую компанию. Для увеличения уставного капитала было инвестировано 320 млн рублей. Сейчас уже завершается процесс юридического оформления этой процедуры. В итоге уставный капитал «Алико» составит более 500 млн рублей. Это в два с лишним раза больше, чем предписывают новые нормы для страховщиков жизни, которые вступят в силу с 2012 года (240 млн рублей).
Мы работаем в России с 1996 года. И даже кризис 1998-го не нарушил наших планов, мы остались в России, и мы остались надолго. Мы не позволили и нынешнему кризису выгнать нас из страны.

Любая реструктуризация – это неизбежные потери. Эксперты говорят, что можно потерять до 10–20% объема премий...

– Я думаю, что прогнозы экспертов часто далеки от реальных фактов. Лично я не вижу, почему может быть негативный эффект. MetLife привнесет новые стимулы в нашу работу. Я ожидаю, что дополнительная капитализация будет иметь только позитивный эффект. Не будет внутреннего кризиса, который проявлялся тут и там в определенное время. Отпадут вопросы относительно владельцев компании и их проблем. Например, от российской компании мы ожидаем в этом году 10-процентный рост сборов. Я думаю, что мы обрадуем экспертов, потому что будем тем самым исключением из правила и создадим новую историю реорганизации.

В прошлом году Alico сменила брэнд в России, хотя она хорошо была узнаваема как «АИГ Лайф». Теперь будет новый ребрэндинг?

– Не имеет никакого смысла проводить ребрэндинг каждые три часа. Но окончательное решение относительно названия объединенной компании пока еще не принято.
Alico управляла деятельностью российского страховщика жизни «АИГ Лайф» с 1996 года и была основным ее акционером. Бизнес холдинга изначально развивался так, что все дочерние компании за пределами США входили в группу Alico и носили название Alico. В регионе Центральной и Восточной Европы было несколько исключений – Румыния, Болгария и Россия. Так уж исторически сложилось: когда создавалась российская «дочка», был взят брэнд AIG. В прошлом году мы решили стандартизировать имена наших «дочек», привести их к единообразию. Отчасти этот шаг был связан и с той ситуацией, в которой оказалась AIG во время кризиса. Alico не имело никакого отношения к тем проблемам, с которыми столкнулась AIG. Поэтому не было смысла оставлять у компании название, которое могло бы бросить тень на ее имидж.

Ситибанк долгое время был стратегическим парт­нером российской «АИГ Лайф». Как сказалась потеря такого клиента? Не планируете ли восстановить отношения после реструктуризации?

– Ситибанк для нас важный партнер. И во многих странах мы продолжаем работать с ним. В России у нас было тоже очень успешное сотрудничество. Российская ситуация скорее была связана с деловыми интересами банка и страховой компании CiV Life. Это решение банк принял, руководствуясь собственными соображениями, и мы его уважаем. Мы не снимаем с себя ответственности по всем старым договорам, выполняем все свои обязательства перед клиентами банка. Если мы сможем чем-то еще помочь Ситибанку, то будем счастливы. Мы готовы возобновить наше сотрудничество, но это решение зависит от самого банка.

В России вы ожидаете роста, а по другим рынкам каковы ваши прогнозы, по Южной Европе например?

– Влияние кризиса было глобальным, но разным на отдельные уровни системы страхования жизни. С одной стороны, кризис затронул самих потребителей. У них сократилось количество средств, которые можно инвестировать в страхование. Другое воздействие было на правительства стран, точнее, на государственные финансы. Во многих странах из-за кризиса серьезно пострадала система социального и пенсионного обеспечения. Наконец, кризис повлиял на качество активов, особенно на качество суверенных обязательств. Естественно, это отразилось на всех, кто вкладывал деньги в гособлигации. Последствия всех этих процессов пока до конца не проанализированы, это предстоит сделать, потому что кризис еще не закончился.
Сегодня в выигрыше та компания, которая может управлять кризисной ситуацией. Надо попытаться понять, как можно это сделать в каждой стране. И самое главное – понять, как можно помочь клиентам в этой кризисной ситуации. В Греции, например, которую я хорошо знаю, в первом квартале этого года наш бизнес вырос на 9%. Одно из следствий кризиса – ощущение неуверенности. Люди видят больше факторов, от которых можно и нужно защититься. Если говорить конкретно о Греции, то одна из жертв кризиса в этой стране – государственная пенсионная система. Практически каждый вечер министр социального обеспечения Греции выступает по телевидению и говорит, что система пенсионного обеспечения не способна помочь людям, что они больше не способны платить пенсии, у них просто нет денег. Как грекам решать эту проблему? Достичь 65 лет и не получить никакой пенсии? Люди понимают, что сами должны защитить себя. Они покупают больше полисов, они пролонгируют уже заключенные договоры.

Андреас Васcилиу
Родился на Кипре.
Образование: Университет в Афинах (бакалавр экономики и юрис­пруденции), Университет Лондона (магистр юриспруденции).
Опыт работы: 2005 – н. в. – вице-президент Alico, генеральный директор Alico в Центральной и Восточной Европе, председатель совета директоров ЗАО «Алико», вице-президент AIG Life Insurance.
2001–2005 – председатель совета директоров группы компаний Alico на Ближем Востоке, в Африке и Юго-Восточной Азии.
1991–2001– генеральный директор, президент Alico по региону Центральной и Восточной Европы.
1989–1990 – вице-президент группы Alico-Европа.
1982–1989 – генеральный директор греческого подразделения Alico.
1979–1982 – главный исполнительный директор греческого подразделения Alico.
Семейное положение: женат, трое детей.

Группа Alico (American Life Insurance Company)

Международная компания по страхованию жизни основана в 1921 году в США. Учредитель – корпорация AIG. Сегодня Alico обслуживает около 20 млн клиентов более чем
в 50 странах мира. Филиалы, дочерние компании и подразделения Alico представлены на рынках Европы, Азии, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки. Штаб-квартира находится в Вилмингтоне, штат Делавэр (США). В 2009 году Alico получила операционную прибыль $2,2 млрд. Страховые сборы и другие поступления компании в 2009 году составили около $18 млрд. Российская дочка – «Алико» (до июля 2009-го – «АИГ Лайф») в 2009 году собрала около 3,6 млрд рублей.

Беседовала Татьяна ЕМЕЛЬЯНОВА.

Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля