Свою машину Виктор купил в кредит в 2008-м. За два года выплатил половину. Непременное условие выдачи кредита: машина должна быть застрахована. Таксист застраховал ее в компании «Дженерали гарант» с условием возмещения полной стоимости.
— В страховой меня заверяли, вдруг машина сгорит или разобьется, быстро выплатят 46 тысяч. Оказалось — балалайка! — возмущается Виктор.
Виктор сразу сообщил об аварии по телефону. Потом носил документы в столичный офис «Дженерали гарант».
— Вдруг опомнились: «Вы не принесли справку с места происшествия, которая удостоверяет, что вы были трезвы». Я неделю приходил в офис, никто не спросил о справке. Вчера с директоршей поругался. Она мне: «Договор нужно читать. Теперь ничем помочь не можем».
Страховая компания предложила выставить побитый «Деу Сенс» на интернет-аукцион.
— Вроде бы есть покупатель, готовый дать 17 тысяч гривен. Страховая пообещала выплатить еще 7 тысяч для уплаты кредита. Вместо 46 тысяч.
«ГПУ» позвонила в компанию «Дженерали гарант». Говорили с тремя консультантами. Нужна ли справка о состоянии алкогольного опьянения в случае аварии, ни один не дал определенного ответа. Компания сама решает, брать ее или нет. Это должен сообщить водителю аварийный комиссар.
70% водителей жалуются на страховые компании, подсчитали в Ассоциации страхователей Украины.
С прошлого года они задолжали клиентам 970 млн грн. Это в 20 раз больше, чем в 2008-ом. Каждую четвертую страховку вообще не возмещают. Другим выплачивают меньше или со значительными задержками, говорит директор Ассоциации Леонид Хорин, 50 лет:
— Работники страховых компаний ловят на процедурных вопросах. Обман начинают с договора. Его пишут запутанными, двусмысленными предложениями. Например, вот соглашение компании «Дженерали гарант»: «Обязательства страховой компании не превышают задолженности клиента перед банком». Что это означает? Например, клиент разбивает машину. Его долг по кредиту составляет 5 тысяч гривен. Страховая компания выплатит лишь эту сумму. То, что ремонт машины стоит в десять раз дороже, в счет не идет. И это заковы ристими словами отмечено в договоре, под которым клиент подписался. Вдруг дойдет до суда, представитель компании покажет подпись: клиент согласился. Если на то время кредит погашен, вообще ничего не заплатят.
По договору, водитель должен срочно сообщить страховой компании об аварии. Иначе отказывают в возмещении.
— А когда это, срочно? Через час, минуту или две? — продолжает Леонид Хорин. — Поэтому внимательно читайте договор. Проверяйте даты и копии. Туманные формулировки обсудите со знакомым юристом. Если компания не хочет переписать нечеткие положения, идите к другим страховщикам.
Если клиент предоставил все справки — страховая компания должна реагировать.
— Страховщики могут давать указания, которые противоречат договору. Например: «Вы ремонтируйте машину, а мы вам потом заплатим». Нельзя так делать! Потому что это не предусмотрено договором, — отмечает Леонид Хорин. — Все предписания должны выдавать в письменном виде, под роспись.
Специалист советует возить с собой ксерокопию договора и напечатанную инструкцию страховой компании. В случае ДТП выполнять лишь те указания диспетчера или страхового комиссара, которые отвечают инструкции и договору.
— Иногда просят «Все уже готово. Подпишите документ, что у вас нет претензий к нашей компании. Это формальность». Подписывайте только по получении денег.
Владимир МУКАН
Таблица «Какие компании выплатили больше возмещений в 2010 году»
Как страховые компании обманывают водителей
Киевлянин 31-летний Виктор работает таксистом. Ездит на сером «Деу Ланос».
13.08.2010
14:07
Газета.ua