Национальные проекты как средство модернизации

Председатель Государственной думы Борис Грызлов прокомментировал парламентским журналистам состоявшееся под председательством президента России Дмитрия Медведева заседание Совета по реализации приоритетных национальных проектов:

10:45
Хакасия, Абакан

- За прошедшие годы национальные проекты продемонстрировали свою эффективность.

И президент подчеркнул важность их максимально полного финансирования в бюджете на следующий год и на период до 2013 года. И надо сказать, что начиная с бюджета 2006 года депутаты ежегодно увеличивали объем средств, выделяемых на реализацию нацпроектов. Выделенные средства окупятся положительными результатами для каждой российской семьи.

Вот почему образование, здравоохранение, жилищная сфера, сельское хозяйство останутся для нас безусловными бюджетными приоритетами. Президент обратил особое внимание на необходимость увязать задачи национальных проектов и задачи модернизации страны, технологического развития. Одним из ключевых направлений здесь является энергоэффективность. По экспертным оценкам, и в учреждениях образования, и в учреждениях здравоохранения использование современных подходов способно уменьшить расходы на оплату энергоресурсов на 15 - 20 процентов. Это даст серьезную экономию и позволит перенаправить соответствующие средства на повышение качества образования и здравоохранения.

Именно это позволит сделать 83-й федеральный закон, принятый парламентским большинством и дающий бюджетным учреждениям право самостоятельно распоряжаться средствами. А в жилых домах потенциал энергосбережения еще выше - сегодня на обогрев жилых домов в России тратится в три раза больше энергии, чем, например, в Финляндии - регионе с близким нам климатом. По некоторым оценкам, в жилищном секторе фактически теряется до 60 процентов энергии. Министр регионального развития говорил о планах министерства снизить к 2020 году расход энергии на отопление и горячее водоснабжение одного квадратного метра многоквартирных домов с 77 до 65 килограммов условного топлива. То есть всего на 15 с половиной процентов за десятилетие. Этого явно недостаточно. Убежден, что министерствам, отвечающим за реализацию национальных проектов, необходимо ставить более амбициозные цели. Но одного административного ресурса для повышения энергоэффективности недостаточно. Многое зависит от культуры рационального использования энергии. К сожалению, в нашем обществе она пока развита недостаточно.

Поэтому одной из программ проекта «Образование» могла бы стать просветительская деятельность по формированию у российских граждан новой культуры энергопотребления начиная со школьной скамьи. Такой «энергетический всеобуч» станет полезен всем. Чтобы добиться максимальных результатов в реализации нацпроектов, нужно более активно продвигать новые подходы. Для проекта «Доступное и комфортное жилье» одним из них является поддержка малоэтажного, индивидуального строительства. В 2009 году жилищное строительство под влиянием кризиса снизилось. А объемы ввода индивидуального жилья при этом выросли на 4,3 процента. В итоге доля индивидуального домостроения вплотную приблизилась к половине. А по последним данным за первое полугодие, она уже превысила 50 процентов.

Однако инициатива людей самостоятельно строить малоэтажные дома сталкивается с серьезными преградами. Выделение земли под жилье пока идет «с большим скрипом». Так, получить земельный участок для строительства малоэтажных домов объединению граждан можно только на аукционе. А там им приходится «на равных» конкурировать с профессиональными девелоперскими и строительными компаниями. Поэтому важно пересмотреть условия предоставления земельных участков - в целях малоэтажного жилищного строительства по инициативе некоммерческих объединений граждан. К данному процессу необходимо привлечь Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства. В частности, можно поручить ему реализовать часть земельных участков на закрытых аукционах, участниками которых могут быть только некоммерческие объединения граждан. Одной из основных проблем остается отсутствие обеспеченных инфраструктурой земельных участков. Как показывает практика, наиболее успешными являются проекты, которые осуществляются под патронажем регионов, с участием их в создании инженерной инфраструктуры. И было бы правильно двигаться в этом направлении. Нужно более активно выделять землю под индивидуальное строительство. Ведь до сих пор земли населенных пунктов - это всего 1,2 процента территории страны. Я уже не раз говорил, что это недопустимая ситуация: в огромной стране под жилье используется немногим более одного процента земель.

С более эффективным использованием земли напрямую связаны задачи и еще одного нацпроекта - «Развитие АПК». Одним из приоритетов здесь может стать реализация высокотехнологичных проектов по переработке сельхозпродукции. Среди таких проектов - промышленно-аграрный кластер в Омской области, где речь идет о переработке зерна в компоненты с высокой добавленной стоимостью, например, аминокислоты. Ожидается, что стоимость продукции, которая будет получаться «на выходе», в восемь раз превысит стоимость исходного сырья. Ситуация с засухой высветила еще один момент - слабое развитие сельхозстрахования. В этом году только 10 процентов сельхозпредприятий застраховали риски, включая засуху. Такое положение может стать критическим для многих хозяйств. Поэтому в этой сфере важно создавать новые механизмы, более эффективные и более привлекательные для сельхозтоваропроизводителей.

Депутатами подготовлен законопроект «О сельскохозяйственном страховании с государственной поддержкой». В июле он направлен на заключение в правительство. Мы готовы, как только по нему будет общая позиция, рассмотреть его в первоочередном порядке».

Управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ Государственной думы РФ

Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля