Участники рынка сомневаются, что в 2024 году им удастся повторить рекорды 2023 года из-за изменений экономических условий. Ключевые факторы, которые повлияют на страховой бизнес в ближайшем будущем, обсуждали на этой неделе участники рынка на разных площадках. ВСС прогнозирует рост страховых сборов к концу года на 15%.
Директор департамента страхового рынка Банка России Илья Смирнов, выступая на этой неделе на конференции по страхованию, назвал общие результаты деятельности страховщиков за 9 месяцев 2023 года не просто хорошими. «Прибыль сектора рекордная, выросли сборы и выплаты, инвестиционные результаты по итогам 9 месяцев шикарные», — сказал он.
Последний квартал может оказаться более трудным, чем третий, полагает президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Евгений Уфимцев. Совокупные сборы страховщиков по всем видам бизнеса по итогам 2023 года могут увеличиться на 15% к уровню 2022 года и достигнуть 2,1 трлн рублей.
Драйверами роста премий станут накопительное страхование жизни (НСЖ) и инвестиционное страхование жизни (ИСЖ) с приростом премий 35%, а также все линии кредитного страхования жизни, в том числе залогов по ипотеке и рисков ипотечных заемщиков, обеспечат прирост премий также на уровне 35% к концу этого года. Премии по моторному страхованию (каско и ОСАГО) увеличатся на 10%, такой прогноз «Интерфаксу» привел Уфимцев по всему 2023 году.
Следующий 2024 год станет более сложным «под влиянием факторов роста ключевой ставки ЦБ, волатильности курсов иностранных валют, инфляционных ожиданий», считает Уфимцев.
ОЖИДАНИЯ-2024
По прогнозам ВСК, в следующем году в сегменте страхования non-life прирост премий может составить 10-12%. Причем, одним из самых динамично развивающихся каналов на перспективу для игроков рынка окажется цифровой.
Генеральный директор ПАО «Группа Ренессанс Страхование» Юлия Гадлиба, в ходе встречи с представителями Московской биржи в четверг привела такой прогноз развития страхового рынка на следующий год: «В целом, мы считаем, что рынок non-life будет расти порядка 10%, рынок страхования жизни (life), возможно, продемонстрирует темпы ниже — где-то 5-7%. Наша задача — расти выше наших целевых сегментов, то есть примерно 15-16% и в life, и в non-life».
Генеральный директор дочернего предприятия Банка России АО «Национальная страховая информационная система» (НСИС) Николай Галушин в беседе с агентством предположил, что и в 2024 году бизнес страховщиков продолжит отставаться успешным, в том числе в автостраховании, поскольку «темпы продажи транспортных средств увеличатся, расширение проекта подключения камер на дорогах страны приведет к повышению уровня проникновения страхования в автокаско».
«Никто в этом году не ждал такого массового роста экономики, она блестяще справилась с проблемами в целом, хотя остается целый ряд нерешенных вопросов», — такую оценку по этому году дал глава СК «Зетта Страхование» Игорь Фатьянов. Главным трендом этого года для страховщиков, по его мнению, стал определенный слом экономических моделей", на которые они опирались при прогнозировании развития бизнеса. Предсказания этого года и следующего достаточно волатильны«, — отметил он. Тем не менее рынок страхования non-life в следующем году покажет уверенный рост, несмотря на сравнительно высокий уровень ключевой ставки ЦБ, предположил Фатьянов. Значительное сдерживание роста премий можно ожидать в следующем году в ипотечном страховании, все будет зависеть от наличия льготных программ стоимости жилья и стоимости самой ипотеки.
Страховщики жизни готовятся к целому ряду перемен, в том числе ждут появления на страховом рынке принципиально нового вида бизнеса — долевого страхования жизни с инвестиционной составляющей (ДСЖ).
В перспективе ДСЖ займет нишу, которую сегодня занимает ИСЖ, полагает управляющий директор «Сбербанк страхование жизни» Евгений Щекланов. ДСЖ «вернет доверие потребителей, новый продукт будет основой для формирования инвестиций в страховании», считает он. По его словам, промышленность РФ осуществляет «переход к четвертой научно-технической революции, мы пока этого не видим и не финансируем, в перспективе это та сфера, которая окажет влияние на фондовый и финансовый рынок в целом, страховщикам предстоит в нее активно входить».
С появлением темы ДСЖ «сама тональность взаимодействия ЦБ и страхового рынка поменялась, — отметил Щекланов, — рынок страхования жизни из бедного дурачка, которого постоянно ругают за мисселинг, превратился в мощный инструмент, который будет помогать российской экономике развиваться».
Генеральный директор компании «Капитал Лайф Страхование Жизни» Евгений Гуревич считает, что скорейшее включение страховщиков жизни в систему долгосрочных сбережений логично и позволит развиваться сектору. «Сегодня у страховщиков жизни клиентская база превышает 37 млн человек, 70% этих людей имеют договоры сроком свыше 3 лет. Страховщики жизни — единственная группа игроков, которая сегодня умеет работать с длинными деньгами», — убежден он. При этом Гуревич назвал ошибочными опасения тех или иных групп игроков на финансовом рынке, которые опасаются потери сферы влияния из-за грядущей активности страховщиков жизни: «У населения 16 трлн рублей хранятся „под подушкой“, а все резервы страховщиков жизни, к примеру, составляют 1,5 трлн рублей. Нам всем предстоит бороться за эти 16 трлн рублей, а не конкурировать друг с другом».
Согласно оценке вице-президента ВСС Виктора Дубровина, следующий год в случае принятия и вступления в силу закона о ДСЖ окажется подготовительным, судя по всему, заложенные в 2023 году новации «не выстрелят в 2024 году», если закон будет принят в этом году, основные его положения вступят в силу через 3 месяца, то есть, в 2024 году.
«В более долгосрочной перспективе, через 3-4 года премии в сегменте ДСЖ могут достигать 20% от всего объема премий на рынке страхования жизни», — прогнозирует Дубровин.
ЛОВУШКА ЭЙФОРИИ
Предостерег коллег от опасности, которая грозит компаниям, полагающим, что прекрасные результаты обеспечены и впредь, исполнительный директор «Ингосстраха». Дмитрий Попов.
«У нас верхнеуровневый посыл звучит так: экономика приспособилась, надо сосредоточиться на вопросах борьбы рыночных страховщиков с кэптивными», — сказал Попов в ходе выступления на конференции по страхованию и усомнился в том, что такие проблемы останутся главными в 2024 году.
Ключевая ставка Банка России на следующий год, согласно официальным прогнозам, будет держаться на уровне 13-14%, что означает замедление кредитования и поступлений по страхованию рисков заемщиков. Если инфляция в следующем году будет оставаться проблемой, у потребителей будет меньше денег на страхование, на бюджеты корпоративных страхователей можно предвидеть серьезное давление, сказал Попов.
«Если говорить о транспорте, в этом году очевидна тенденция опережающего роста показателя средней выплаты в ОСАГО по сравнению с темпами роста показателя средней премии. Думать о расширении тарифного коридора в ОСАГО можно будет, боюсь, не раньше, чем в конце следующего года. В то же время автозапчасти продолжат дорожать, увеличивая убыточность в ОСАГО. В 2023 году показатель средней стоимости автозапчастей в справочниках Российского союза автостраховщиков (РСА) неуклонно рос. В 2024 году он увеличится примерно еще на 25% к текущему уровню. В ОСАГО большого запаса по прибыльности нет», — констатировал Попов.
Автостраховщики, работающие по программам каско, после шока в начале 2022 года (исхода западных автопроизводителей и прекращения поставок автозапчастей для ремонта — ИФ) в целом адаптировались к ситуации: «Ремонты производятся, страховые компании осуществляют выплаты». При этом страховщики «серьезно задумались об экономике своих продуктов, демпинговые практики на рынке малоизвестны».
Изменилось отношений страхователей к автомобилю, они «стали относиться к автомобилю как к средству вложения капитала». Частота аварийности снизилась, обеспечив дополнительную прибыльность по операциям каско, но это ненадолго, считает Попов. Показатели будут постепенно возвращаться к привычным значениям.
Представитель «Ингосстраха» разделяет позицию ЦБ в оценке инвестрезультатов страховщиков с начала этого года — в том числе они обеспечили им прекрасную прибыльность: «После прошлого года идет отскок, все здорово».
В этой ситуации, предупреждает Попов, опасно на фоне самоуспокоенности этого года «думать только о захвате долей рынка, а не об устойчивости модели страхового бизнеса». Тех, кто подвержен эйфории промежуточного успеха, кто не успеет подготовиться к возможным переменам, может «прихватить очень сильно». Появления «черных лебедей» в экономике РФ он также не исключил, хотя «думать об этом не хочется».
«В следующем году, как ни моделируй, сохранение результатов этого года будет увидеть крайне сложно», — заключил исполнительный директор «Ингосстраха».
Текущий год вдохновил страховщиков прибыльностью, на повторение в 2024 году им рассчитывать не приходится
Банк России оценивает результаты деятельности страховщиков за 9 месяцев этого года как успешные по прибыльности и уровню инвестдохода, страховщики разделяют оценки регулятора, надеются, что позитивные тренды в бизнесе сохранятся до конца года.