По его данным, максимальный «профит» преступники набирают на ОСАГО, но популярностью стал пользоваться и заработок на страховании здоровья и жизни. О том, как с этим боролись раньше, какие новые схемы вскрыли на рынке и почему в Татарстане мало возбужденных уголовных дел, — в материале «БИЗНЕС Online».
«Люди не воруют, а ищут способ полноценного возмещения убытков»
Татарстан оказался на пороге опасной «желтой» зоны среди регионов страны по уровню страхового мошенничества. Об этом сегодня на пресс-конференции сообщил вице-президент всероссийского союза страховщиков Сергей Ефремов.
Ситуация, утверждает Ефремов, начала ухудшаться с 2021 года, и у этого есть вполне осязаемые причины: «Все-таки мы сегодня живем в определенном экономическом кризисе, связанном с наложением санкций. И, конечно, если анализировать ситуацию, мы видим, что определенная группа лиц страдает от недостатка денежных средств».
Не озвучивая конкретных цифр, вице-президент союза рассказал, что чаще всего в Татарстане фиксируют высокий уровень мошенничества с ОСАГО. По его словам, таких договоров в России заключают примерно 43–45 млн в год. Основные способы обмана уже давно известны — это автоподставы на кольцевом движении, а также при движении транспортных средств задним ходом.
В беседе с «БИЗНЕС Online» Ефремов привел чуть более подробные данные. Так, в 2021 году было подано 216 заявлений о возбуждении уголовных дел, в 2022-м — уже в 1,5 раза больше — 340. По итогам обращений в полицию в 2021-м было выявлено мошеннических действий на сумму 58 млн рублей, в 2022-м — на 64 миллиона. А 2023-й пока еще не закончился, по нему информации нет, пояснил вице-президент союза.
Как оказалось, единственная причина, почему страховщики поместили Татарстан в «желтую» зону, — в реакции на их заявления. Оказалось, что лишь по 5–6% заявлений страховщиков возбуждаются уголовные дела. «Если сравнить с ситуацией в целом по России, [то в стране] этот показатель составляет сегодня по итогам за 9 месяцев 28 процентов».
Отдельный месседж страховщики послали МВД по РТ. По словам Ефремова, впервые за пять лет в Татарстане провели совещание по актуальной проблематике страховых случаев. Совещание прошло вчера в Казани. В нем приняли участие «практически все» страховые компании, работающие на территории РТ, представители прокуратуры, управления Госавтоинспекции по РТ. «Были приглашены представители МВД, но они не пришли на конференцию — важный фактор такой», — подчеркивал спикер, правда не учитывая, что сотрудники автоинспекции входят в состав органов внутренних дел.
Ефремов пожаловался, что заявления страховщиков, как правило, спускают участковым или в отдел дознания — самая низшая ступень в пирамиде следствия МВД. В силу отсутствия профильных сотрудников кадры на местах не понимают или не пытаются понять специфическую сферу и терминологию. Нередко, по словам Ефремова, сотрудники правоохранительных органов идут на то, что прекращают, а потом снова возбуждают дела.
Где возникает соблазн «заработать»
Еще одним проблемным фактором страховщики называют то, что МВД ведет общий учет уголовных дел по ст. 159 УК РФ («Мошенничество»), в то время как выделение в учете ст. 159.5 УК РФ («Мошенничество в сфере страхования») помогло бы показать реальную картину, а также дать оценку ситуации, которая происходит в каждом конкретном субъекте РФ.
Сам процесс доказательства преступлений, связанных с мошенничеством в сфере страхования, достаточно сложный. Согласно устоявшейся практике в редких случаях такие дела доходят до суда. «Если в среднем процент возбуждаемости уголовных дел составляет 28 процентов, из этой доли до суда доходит несколько процентов. В первую очередь до суда доходят ОПГ, если там была возбуждена статья 210 УК РФ [„Организация преступного сообщества“]», — пояснил Ефремов. По его словам, в совокупности со статьей 210 фигурантам нередко назначают реальные тюремные сроки.
И, наконец, ситуация осложняется также тем, что многие молодые водители попросту не знают, куда обращаться в случае ДТП — страхового события. По словам Ефремова, в практике нередко бывает, когда водителей «подставляют» аварийные комиссары (лицо, которое оказывает услуги страховщикам для защиты их интересов при наступлении страхового случая), к которым они обратились за помощью, например предоставляя в страховую службу информацию о повреждениях авто, полученных в другом дорожно-транспортном происшествии.
«Попадая в ДТП, граждане, в силу того что это обязательный вид страхования, хотят получить дополнительное возмещение, связанное со своими убытками. Здесь возникает высокий соблазн „заработать“. Некоторые говорят, что люди не воруют, а ищут способ полноценного возмещения убытков», — объясняет природу возникновения мошенников Ефремов.
А как с автоподставщиками Татарстана боролись раньше?
Проблемы с автоподставами для Татарстана, к сожалению, не редкость. Еще несколько лет назад республику называли главным «поставщиком» Поволжья в этой криминальной сфере. На территории РТ действовало несколько крупных ОПГ, которые промышляли подставными ДТП и обналичкой страховых выплат. Им объявили неофициальную войну.
Например, в Лениногорске. По версии следствия, мужчины работали в связке с известной в узких кругах преступной группой «профессиональных» автоподставщиков, именовавших себя «Спортсмены». В 2019 году на старте дела утверждалось, что автоинспекторы оформляли поддельные документы по подставным ДТП с застрахованными дорогими иномарками, на которые предварительно делали страховки. Экс-сотрудники автоинспекции получали за одно такое фиктивное оформление ДТП от 10 тыс. до 15 тыс. рублей. А сами мошенники по поддельным документам уже взыскивали со страховых компаний куда более солидные суммы. В действительности же никаких ДТП по факту никогда и не было, просто оформляли их «нужные» инспекторы. Вскоре после их задержания на скамье подсудимых оказались и предполагаемые участники «Спортсменов».
Другой пример происходил в 2017 году: схема была несколько иной. Тут уже действовали не на окраинах республики, а прямо в Казани, причем на протяжении трех лет. Как мошенники работали? Страховали в разных фирмах дорогие внедорожники вроде BMW X6, Toyota Rav 4, Infinity G25, британского Jaguar JF, не гнушаясь порой и марок попроще, вроде Hyundai Solaris и Mazda CX-4. Страховка оформлялась на машины в Москве, а неприятные инциденты с ними происходили уже в Казани. Специально в отдаленных районах, где нет камер, автоподставщики били эти застрахованные машины, а потом вызывали гаишников и оформляли как все ДТП. Одно только но — все запчасти в авто заранее были поменяны на неисправные. По оформлении злоумышленники получали выплаты от страховой, а после «независимой» экспертизы отсуживали еще и надбавки. Нетрудно догадаться, что наваривались еще и на перепродаже оставшихся свежих запчастей.
Группа была организованной, у каждого имелись свои роли: кто-то занимался слесарными работами, кто-то разыгрывал спектакли перед автоинспекторами. Всех в итоге приговорили к реальным срокам: троим дали от 4 до 6 лет в колонии общего режима, четверых отправили на пару с лишним лет каждого в колонию-поселение, еще трое отделались условными сроками, т. к. попали под амнистию.
И уже тогда правоохранители утверждали, что в их работе находилось еще несколько подобных уголовных дел. Периодически самые громкие из таких историй становятся достоянием общественности. Все это лишний раз подтверждает, что тема автоподстав никуда не уходит и продолжает будоражить умы любителей легкой наживы.
Какую схему раскрыли вокруг страхования жизни и здоровья
Наряду с мошенничеством с ОСАГО в Татарстане фиксируют рост преступлений, связанных с фальсификацией бытовых повреждений. Во-первых, во многих случаях у страховщиков появляются сложности с тем, чтобы доказать диагноз человека или обследовать телесные повреждения, из-за дорогостоящих медицинских исследований.
Во-вторых, и это самое любопытное, нынешнее российское законодательство позволяет страховать свое здоровье и жизнь несколько раз.
«Здесь нет понятия двойного страхования. Потому что человеческая жизнь бесценна, и ограничивать в лимитах ее невозможно. А мошенники пользуются тем, что сразу заключают несколько договоров в различных страховых компаниях. Иногда происходит так, что человека подставляют, наносят ему телесные повреждения, а потом сразу в нескольких компаниях получают выплаты. Вот здесь доказать достаточно сложно сам факт мошеннических действий», — пояснил Ефремов.
По его словам, у страховых служб, конечно, нет цели посадить людей, совершающих подобные преступления, в тюрьму, но за выявленные нарушения они должны нести ответственность хотя бы в виде штрафа или условного срока.
А преступлением, к слову, считается даже случай, когда человек сфальсифицировал повреждения, а потом забрал заявление из страховой. «Практически во всех страховых компаниях установлены программы по выявлению признаков страхового мошенничества. В дальнейшем при выявлении мошенничества идет расследование страхового события для того, чтобы доказать сам факт этого действия. Покушение на преступление — это тоже преступление, и страховщики заявления в полицию подают», — сказал Ефремов. Всего покушения на преступления составляет 65% от всех преступлений в доле страхования, остальные 35% — это выплаты, полученные незаконно.
«Люди страдают от недостатка денег»: страховщики заявили о всплеске страхового мошенничества в Татарстане
«Все-таки мы сейчас живем в определенном экономическом кризисе, связанном с наложением санкций», — объяснял сегодня вице-президент всероссийского союза автостраховщиков Сергей Ефремов свое заявление о том, что в Татарстане активировались мошенники в сфере страхования.