При этом в кабмине уверяют: новый закон о такси влиять на цены не должен, новые автомобили будут, а жизнь водителям упростят. «Парламентская газета» узнала подробности.
Почему так дорого
Рост стоимости поездок в такси, по данным из регионов, в этом году составил от 16 до 25 процентов к ценам года предыдущего, а в Москве — все 40 процентов, сообщил на круглом столе 6 декабря первый зампред Комитета Совета Федерации по экономической политике Алексей Синицын. Нехватку водителей он оценил в 72 тысячи человек, при этом количество разрешений на работу в такси сократилось на 13,6 процента. Спрос людей на поездки, наоборот, вырос на 20 процентов, что логично привело к повышению цен. Это принцип работы агрегаторов: чем больше заказов и меньше машин в конкретном районе в определенное время, тем дороже поездка. В пиковые часы цена может быть выше нормальной в три-пять раз.
Новый закон о такси вступил в силу с 1 сентября 2023 года, но до сих пор не во всех регионах приняли необходимые нормативные акты. Полностью уладили эти вопросы только 25 субъектов, а в восемнадцати, по данным Минтранса, к этой работе и не приступали. На уровне региона, в частности, должен быть установлен цвет такси, экологический класс автомобиля, требования к аттестации водителя.
Принципиально новых требований к перевозчикам новый закон не порождает, заверил замдиректора департамента Минтранса Роман Кильдюшкин, поэтому причин для роста тарифов в связи с нововведениями просто нет. В аналитическом центре при Правительстве отток водителей связали с растущими финансовыми и административными издержками, а также мобилизацией, оттоком мигрантов из крупных городов и перетоком кадров в другие сферы экономики. Расходы водителей на обслуживание авто в среднем выросли в полтора раза за два года.
Зачем таксисту прописка
Одна из главных новелл закона — возможность работать в такси самозанятым людям, это, как предполагалось, должно было вывести из тени тысячи нелегалов. Но самозанятые в шоферы пока не спешат: в огромной Москве и окружающей ее области, где насчитывается почти 175 тысяч автомобилей такси, самозанятых сейчас всего 149 человек.
По закону, возить пассажиров в конкретном регионе могут только зарегистрированные в нем водители, отметил представитель дептранса Москвы Сергей Алексюк. Люди, быть может, и готовы работать вбелую, но из-за отсутствия прописки не могут этого делать.
Сложности вхождения на рынок подтвердил и представитель сервиса «Яндекс.Такси» Антон Петраков. Мешает в том числе отсутствие региональных законов о такси — непонятно, по каким правилам регистрироваться. Привлечение водителей Петраков назвал задачей номер один для сервиса, который сейчас видит потенциал в работе с мигрантами и женщинами. Последних в числе шоферов машин с шашечками пока катастрофически мало.
Страховку оплатят пассажиры?
Таксисты обязаны оформлять специальный полис ОСАГО. Стоит такой документ дороже, чем для обычных водителей, из-за того, что профессиональные шоферы ездят больше, а значит, риск попасть в ДТП выше. Кроме того, по словам председателя Общественного совета по развитию такси Ирины Зариповой, страховые компании отказывают таксистам в заключении договора, хотя по закону не имеют на это права. В качестве обоснования приводят несуществующие правовые нормы, внутренние распорядки, ссылаются на отсутствие на месте нужного сотрудника, а при оформлении онлайн — на проблемы с сайтом.
С 1 сентября 2024 года таксисты будут обязаны страховать свою ответственность за возможное причинение вреда жизни, здоровью или имуществу пассажиров, как это делают сегодня остальные перевозчики. Стоить новый полис будет от 1,3 до 5,4 тысячи рублей в год, сообщили в Центробанке. В Общественном совете по такси попросили ЦБ отложить введение дополнительной страховки до решения всех проблем с ОСАГО. Оформление полисов автогражданки эксперт предложила запустить на портале госуслуг — так порядка будет больше.
Москве — «Москвичей»
В Минтрансе готовы обсуждать поправки в закон о такси, чтобы сделать его удобнее к применению, заверил Роман Кильдюшкин. Например, могут пересмотреть требование об обязательной прописке водителя в регионе работы. В ведомстве сейчас активно работают с отстающими регионами, чтобы те поскорее приняли всю необходимую нормативную базу.
Минтранс разработал законопроект об электрических автомобилях такси — региональные власти смогут устанавливать их долю, сообщил Роман Кильдюшкин. В ведомстве поддержали инициативу сенаторов о локализации машин такси, долю отечественных авто в перевозках могут закрепить законодательно. К слову, в Москве наметившееся старение автопарка такси уже решают за счет покупки новеньких «Москвичей», для этого разработали программу стимулирования таксопарков.
Все авто, водители и агрегаторы такси должны быть внесены в специальные реестры, их создают в каждом регионе. У информационной системы есть открытая и закрытая части. Пассажир может в любой момент проверить наличие у водителя разрешения, войдя на сайт. Так людей защищают от нелегалов. А что касается тарифов, то за ними в Совфеде пообещали следить, в том числе и после вступления в силу поправок о новом виде страхования. Парламентарии готовы принимать дополнительные решения, если потребуется. Такси должно оставаться удобным и доступным транспортом для россиян, заключил Алексей Синицын.
Почему наши люди в булочную на такси не ездят
Попытки отрегулировать и обелить рынок не должны бить по клиентам, считают в Совфеде. Пока же происходит наоборот: попасть в таксисты самозанятым сложно, оформить полис ОСАГО почти невозможно, а стоит он дорого.
11.12.2023
08:36
Парламентская газета