Сборы премий
По данным Банка России, объем рынка ОСАГО в третьем квартале 2023 года вырос до 86 млрд руб., или на 17% по сравнению с тем же периодом прошлого года. «На увеличение объема сборов по обязательному автострахованию повлияло подорожание запчастей, которое привело к увеличению стоимости страховой защиты», - поясняется в аналитическом материале регулятора. Прежде всего это коснулось страхователей с наибольшими индивидуальными рисками.
Повышение стоимости полисов началось на фоне резкого подорожания запчастей в 2022 году: компании хотели покрыть риски возросшей убыточности автострахования. Как отмечают аналитики финансового маркетплейса, в дальнейшем рост сборов премии по ОСАГО будет носить устойчивый характер, обеспеченный прежде всего органическим ростом парка автомобилей, как и произведенных в России, так и ввезенных в страну новых и подержанных машин. «Продажи автомобилей в сентябре-октябре 2023 года восстановились до уровней двухлетней давности, однако дальнейший рост замедлится из-за подорожания кредитов», - говорится в прогнозе Банки.ру.
Соответственно, и сборы премии по ОСАГО будут расти меньшими темпами, как минимум до второй половины 2024 года. В следующем году прирост может составить 12-15%, считают аналитики. А при оживлении кредитования во втором полугодии показатель по данному виду страхования способен оказаться и выше - преодолеть планку в 20% по итогам года.
Аналитики также подчеркивают, что рынок ОСАГО, вероятно, движется к некоторой либерализации: страховщикам могут позволить в будущем самостоятельно определять стоимость полисов и использовать свободные тарифы. «Такую возможность допускают в Российском союзе автостраховщиков, однако маловероятно, что это произойдет уже в 2024 году», - указывают они.
Выплаты
Параллельно с ростом сборов увеличиваются и выплаты по ОСАГО. В октябре 2023 года средняя выплата пробила отметку в 100 тыс. руб., что стало новым рекордом. Это на 22,4% больше, чем средняя выплата по ОСАГО в январе этого года, следует из данных Российского союза автостраховщиков. Всплеск в сентябре-октябре 2023 года, по словам аналитиков Банки.ру, был обусловлен ростом цен на автомобильные запчасти и компоненты, которые используются для ремонта.
«Несмотря на то, что цены в справочниках запчастей в последней редакции в среднем выросли всего на 1,4% согласно данным РСА, изменение средних цен автокомпонентов по отдельным маркам и моделям носило разный масштаб, временами отличаясь в несколько раз», - делают вывод аналитики. Для определенных марок средняя цена корзины даже уменьшилась из-за большого количества неоригинальных запчастей.
В дальнейшем тенденция роста выплат, скорее всего, сохранится. И определяющим фактором останется изменение курса валют, а также инфляционный фон. «Именно эти факторы будут подталкивать стоимости импортных компонентов вверх, параллельно вынуждая пересматривать в большую сторону цены многих позиций в справочниках», - отмечается в прогнозе.
Партии запчастей, купленных по высокому курсу до увеличения ключевой ставки ЦБ, вероятно, будут распроданы до конца этого года, что подтолкнет стоимость ремонта и величину выплаты по ОСАГО вверх. Но уже в первом квартале следующего года цены на автокомпоненты могут снизиться. Начнут поступать партии, купленные в конце 2023 года, в период относительно низкого курса валют, говорят аналитики. И пока действует жесткая денежно-кредитная политика регулятора, такая ситуация сохранится до конца второго квартала.
Аналитики спрогнозировали замедление роста рынка автострахования
Несмотря на восстановление продаж автомобилей до уровня двухлетней давности, рост рынка автострахования в следующем году, скорее всего, замедлится из-за сохранения высокой ключевой ставки - до 12-15%, отмечается в прогнозе Банки.ру, который есть у «Российской газеты».