С их помощью они пытаются «подложить соломку» клиентам и инвесторам, объясняя различные сценарии военных конфликтов и будущих выборов, а также стараются сами случайно не нарушить многочисленные санкции и не открыть счет «не тому» клиенту.
По данным издания, к услугам бывших шпионов уже обратились, в частности, инвестиционный банк Lazard, Mastercard, управляющая компания Schroders, инвестиционная компания Kohlberg Kravis Roberts & Co, а также банк Goldman Sachs. В их штате теперь числятся ветераны Центрального разведывательного управления (ЦРУ) США, ВМС США и ВС Великобритании, британского агентства по разведке, безопасности и кибербезопасности GCHQ, британской службы внешней разведки MI6, а также бывшие сотрудники посольской службы.
По данным британской компании SSR Personnel, помогающей государственным служащим найти работу в частном секторе, за последний год число вакансий в сфере финансов, требующих наличия опыта работы в разведке, выросло на 30%.
Зачем это банкам
Как отмечает Bloomberg, эта тенденция подпитывается растущим пониманием того, что опасности, с которыми сталкиваются инвесторы, выходят далеко за рамки процентных ставок, инфляции и потерь по кредитам. Участники финансового рынка уже не могут игнорировать геополитику при любых инвестициях — особенно в 2024 году, когда выборы проходят в десятках стран, включая США. Так, недавний опрос 500 институциональных инвесторов, проведенный управляющей фондами компанией Natixis SA, показал, что главным риском инвесторы считают возможность того, что «политический игрок-изгой может одним своим действием перевернуть с ног на голову все предположения рынка».
В этом смысле очень часто повседневная работа бывших разведчиков, как правило, сводится не столько к сбору разведданных, но и к определенной «просветительской» работе со служащими компаний и инвесторами. Так, к примеру, экс-сотрудники ЦРУ после начала военного конфликта между Палестиной и Израилем в октябре 2023 года провели онлайн-брифинги для сотен сотрудников компании и подготовили исследование, в котором рассказали о том, как нестабильная ситуация может повлиять на рынки. Этот брифинг дал участникам базовое понимание — за чем нужно следить, как может развиваться конфликт и что в связи с этим делать, рассказала Bloomberg старший советник Lazard Джеми Мискик. С таким же"инсайтом" в отношении Китая и Ближнего Востока с инвесторами Schroders поделились нанятые компанией бывший начальник вооруженных сил Великобритании Ник Картер и бывший посол Великобритании в Китае Себастьян Вуд. Вместе они провели «десятки брифингов, выступлений и веб-трансляций, предлагая информацию, которую не могут предоставить управляющие фондами Schroders». Тем самым они помогли клиентам лучше понять ситуацию в этих странах.
Кроме того, на бывших шпионов растет спрос в свете последних антироссийских санкций, а также ужесточения наказаний за нелегальные финансовые операции, ненадлежащий обмен информации о продаже акций клиентов, а также отмывание денег. Нанимая разведчиков, банки надеются, что новые сотрудники «защитят» их от ошибок во время внутренних проверок клиентов и помогут избежать работы с сомнительными клиентами, «что становится все более сложной задачей с учетом сложного режима санкций, введенных после начала российско-украинского конфликта».
Зачем это разведчикам
Безусловно, основная причина перехода с госслужбы в сферу финансов — это деньги, пишет Bloomberg. Один высокопоставленный бывший офицер британской разведки говорит, что его зарплата выросла в три раза, когда он перешел в банк — такой рост зарплаты вызывает опасения по поводу утечки мозгов по обе стороны Атлантики. «Именно это мы и наблюдаем — настоящую битву за сливки службы», — говорит Джеймс Батлер, соучредитель лондонской рекрутинговой компании Enteles Search, который отмечает «заметный всплеск» среди сотрудников служб безопасности, ищущих работу в финансовой сфере.
Зарплата сотрудников MI6, британской службы внешней разведки, начинается с примерно 37 тысяч фунтов стерлингов ($47 тысяч долларов), а директор агентства Ричард Мур по состоянию на сентябрь 2022 года получал около 160 тысяч фунтов стерлингов. Новые сотрудники ЦРУ начинают с $67 тысяч, а его директор Уильям Бернс зарабатывает около $200 тысяч долларов. SSR утверждает, что она договорилась с банком о зарплате для бывших сотрудников разведки в размере до 500 тысяч фунтов стерлингов, причем долгосрочные стимулы могут значительно увеличить эту сумму. «Все больше людей из разведки ищут другие возможности, — говорит Питер Френч, генеральный директор SSR. — Финансовые услуги очень привлекательны, поскольку базовая зарплата и бонусы здесь выше».
Впрочем, как отмечает Bloomberg, найм разведчиков вовсе не гарантирует, что они смогут решить все проблемы банка. Уйдя из государственного сектора, они теряют доступ к самым свежим разведывательным данным, и зачастую не могут предоставить клиентам те детали, которые им больше всего нужны, не нарушая при этом закон. Некоторым не хватает чувства миссии, которое они испытывали на прежней работе, или они не могут полностью принять ориентацию финансовой индустрии на прибыль.
Банки стали нанимать экс-шпионов, чтобы разобраться в геополитике и санкциях
Мировые финансовые компании начали активно привлекать имеющих опыт в разведывательных госструктурах специалистов по безопасности, которые помогают им разобраться в военных конфликтах, выборах и санкциях, пишет Bloomberg.