Центробанк изменил единую методику оценки стоимости запчастей для восстановительного ремонта по ОСАГО. Максимальный срок поставки деталей для такого ремонта теперь увеличен. При этом сроки, отведенные законом на починку пострадавшего в ДТП автомобиля, остались прежними. Эксперты по-разному оценили нововведения. Подробности — в материале «Известий».
Добавить дни
23 апреля вступают в силу указания Банка России, которые вносят изменения в Единую методику оценки стоимости запчастей для восстановительного ремонта автомобилей по ОСАГО. Об этом «Известиям» сообщили в Российском союзе автостраховщиков (РСА). Новые правила уточняют правила определения стоимости деталей с учетом сроков их доставки.
«Для каждой запасной части должны собираться цены не менее чем в пяти интернет-магазинах для условий доставки в административные центры каждого субъекта РФ в срок, не превышающий 30 календарных дней...», — говорится в указании Центробанка.
В РСА пояснили, что согласно прежней редакции этой методики, срок доставки запчасти в пределах Москвы (как базового региона) не мог превышать 14 календарных дней. Теперь это время увеличено до 30 суток. Кроме того, в новой редакции методики появилось важное уточнение, касающееся регионов.
— Теперь необходимо учитывать, чтобы срок доставки запчасти из базового региона (Москвы) в иной субъект Российской Федерации не отличался от срока доставки в базовый регион более чем на 7 календарных дней, — подчеркнули в пресс-службе РСА.
Необходимость увеличения предельного срока доставки деталей в первую очередь связана с серьезными изменениями в логистических схемах и цепочках, которые существенно увеличили время поставки запчастей из-за рубежа. Из-за этого прежний 14-дневный срок уже давно потерял свою актуальность, отмечают в РСА.
При этом в РСА подчеркивают, что срок, отведенный на сам восстановительный ремонт автомобиля по направлению страховой компании, остается прежним. Согласно закону «Об ОСАГО» он составляет 30 дней.
Автовладельцы не заметят
Автомобилисты вряд ли заметят новые правила, считает вице-президент национального автомобильного союза (НАС) Ян Хайцеэр. Сами по себе на ситуацию со сроками поставки запчастей в нашу страну они повлиять не смогут, отметил он.
— Если детали есть в России или странах, откуда их можно быстро доставить, например в Турции или ОАЭ, то особых проблем с их поставками не было и раньше. Если же таких запчастей нет, или это какая-то редкая модель или не особо востребованная запчасть, то для ее поставки и 30 дней будет мало: речь может идти о нескольких месяцах, — рассказал он «Известиям».
Вице-президент НАС отметил, что ситуация с поставками деталей остается напряженной в первую очередь для моделей европейских и американских марок: оригинальные запчасти на них идут «окольными путями». После того, как недавно «закрылись» Польша, Литва и Латвия, сроки поставок из Европы заметно выросли, подчеркнул он.
Иной точки зрения придерживается президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексей Подщеколдин. По его словам, нововведение поможет снять «градус напряженности» для сроков поставок запчастей.
— Мы все знаем о сложных логистических цепочках в условиях санкций. При этом для дилера все равно основным остается срок для ремонта 45 дней согласно закону «О защите прав потребителей». Поэтому нововведение действительно поможет в повседневной работе сервисов, — заявил он «Известиям».
Уравнять сроки
В законе «Об ОСАГО» и законе «О защите прав потребителей» действительно указаны разные сроки, отведенные на ремонт, отмечает адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько. При этом он подчеркивает, что эти законы регулируют разные сферы правоотношений.
— В законе «Об ОСАГО» указаны именно сроки, отведенные для восстановления поврежденного в ДТП автомобиля. Что касается закона «О защите прав потребителей», то он указывает предельное время, в течение которого производитель или продавец обязан устранить дефекты товара, в том числе и автомобиля, — пояснил Сергей Радько.
Весной прошлого года председателем комитета Совета Федерации по экономической политике Андреем Кутеповым был разработан законопроект, уравнивающий эти сроки до 45 дней.
«В силу того, что в текущей ситуации соблюдение указанных сроков зачастую становится невозможным, страховщики вынуждены расторгать договоры со станциями технического обслуживания», — отмечалось в пояснительной записке к документу. Прошлой осенью этот законопроект был поддержан в правительстве.
Эти меры в первую очередь направлены на защиту страховщиков от претензий со стороны автомобилистов за несоблюдение установленных в законодательном порядке сроков ремонта машин, уверен Сергей Радько.
— По закону за каждый день просрочки автовладелец вправе требовать от страховщика уплаты пени в размере 0,5% от суммы причиненного ущерба. При этом нарушения сроков не были редкостью и прежде, когда с запчастями не наблюдалось никаких проблем. Теперь у страховщиков появилась хорошая возможность оправдывать несоблюдение сроков логистическими трудностями, — отметил он.