Но лишь единицы вовремя застраховали свое имущество.
Сегодня масса людей оказалась вне системы обязательной страховой защиты. Абсурдность ситуации состоит в том, что все большая часть городского жилищного фонда переходит в частную собственность. Вся ответственность за жилье ложится на собственника, а он нести ее чаще всего не готов.
Почему люди не спешат в страховые компании, чтобы защитить себя на случай утраты имущества? Наверное, виной всему -сложившиеся стереотипы сознания и поведения. С начала нынешнего года в администрацию Таганрога за материальной помощью после пожаров обратились десятки людей. Но размеры полученной помощи не могут покрыть ущерб, нанесенный огнем. А специальные компенсационные выплаты пострадавшим от пожаров из городской казны законом не предусмотрены.
В Советском Союзе с 1983 года существовало обязательное страхование жилья. Оно было отменено в 1998 году по требованию Генпрокуратуры России, сославшейся на Гражданский кодекс, запрещающий принуждать граждан страховать принадлежащее им имущество.
После трагических событий в пермском клубе «Хромая лошадь» в декабре прошлого года МЧС России занялось подготовкой законопроекта о введении обязательного страхования гражданской ответственности за ущерб, причиненный пожаром третьим лицам. В феврале нынешнего года документ был обнародован. Его сразу же прозвали «пожарным ОСАГО» и принялись активно обсуждать. Законопроект предусматривал, что при наступлении страхового случая ущерб потерпевшим должны выплачивать страховые компании, страхующие ответственность собственников.
Страхование же от пожара имущества и квартиры собственника должно было остаться добровольным. Но документ «завернули» - правительство отрицательно отозвалось о предложении внести соответствующие поправки в Гражданский кодекс и в Закон «О страховом деле» и вернуло законопроект на доработку. Введение страхования ответственности в обязательной форме могло бы дать гарантию выплат в размере понесенных убытков всем пострадавшим и компенсацию расходов на восстановление здоровья потерпевшим.
Сейчас же это чаще всего зависит от субъективных факторов: насколько крупный пожар, сколько пострадавших, каково финансовое состояние причинителя вреда. Если трагедия носит масштабный характер и имеет широкий общественный резонанс, подключается государство и дополнительные выплаты могут увеличиться. А если пожар произошел по вине соседа и без вреда здоровью, компенсации от него можно ждать годами.
С другой стороны, введение «обязаловки» чревато целым рядом проблем. Сложности внедрения таких законов связаны с необходимостью построения слаженной системы государственного регулирования тарифов, учитывающей многообразие условий эксплуатации недвижимости, правил формирования финансовых резервов, условий допуска страховых компаний к этому виду обязательного страхования. Да и многообразие собственников (частные, корпоративные, государственные, муниципальные, общественные) создает очевидные трудности при разработке технологии реализации закона.
Страхование ответственности перед третьими лицами по «огневым» рискам чрезвычайно распространено в странах Европы, США, в Китае и Японии. Там большинство объектов недвижимости сдается в эксплуатацию или берется в аренду с обязательным условием наличия соответствующего страхового полиса. К примеру, в США адвокаты потерпевших разорят любого предпринимателя, если будет хоть какая-то причина для иска. Там не нужно вводить обязательное страхование законом. Предприниматель страхует свою ответственность не из страха нарушить закон и заплатить штраф, а защищаясь от возможных убытков по миллионным искам потерпевших.
В России страховой защитой свое имущество обеспечивают в основном владельцы квартир бизнес-класса с нетиповой планировкой и дорогостоящими предметами интерьера или владельцы больших частных особняков и коттеджей. Для них любой «огневой» страховой случай может обернуться колоссальными финансовыми потерями. Люди с достатком средним или ниже среднего, как правило, не задумываются о сохранности своего имущества. А зря - от случайностей никто не застрахован.
Многие думают, что приобрести страховку им не по карману. Но стоит она не так уж и дорого. К примеру, в отделе корпоративного страхования филиала страховой компании ООО «1 СК» нам сообщили, что застраховать от пожара «конструктив» (коробкудома), инженерное оборудование и движимое имущество стоит всего 0,3 процента от общей стоимости оценки. То есть если дом (квартира) стоит, скажем, два миллиона, а вся его «начинка» - еще миллион, то заплатить за полис нужно девять тысяч рублей.
Зато в случае, если дом сгорит полностью и станет непригодным для жилья, компания выплатит всю стоимость оценки. Если, конечно, не вы сами подожжете свое жилище. В случае, если имущество пострадает частично, будет оплачена стоимость испорченного движимого имущества и ремонта.
В различных компаниях предлагаются разные условия страхования и расценки. Подобрать подходящую труда не составит. Но если ваше имущество будет застраховано, вам не придется ждать милости от государства и влезать в долги - ущерб оплатят страховщики.
Многие думают, что приобрести страховку им не по карману. Но стоит она не так уж и дорого. Зато в случае, если дом сгорит полностью и станет непригодным для жилья, компания выплатит всю стоимость оценки.
Нынешним летом настоящим бедствием для России стали лесные пожары. В огне погибло уже 40 человек, а нанесенный ущерб оценивается в 6,5 млрд рублей. Пожары не ослабевают, каждый день в среднем фиксируется 300 новых возгораний.
Елена САЗОНОВА
На «всякий пожарный»
Что имеем - не храним, потерявши - плачем. Люди покупают дома и квартиры, делают дорогостоящий ремонт, приобретают мебель и бытовую технику и совершенно не думают о том, что все нажитое может быть уничтожено в любой момент. Только в нынешнем году в Таганроге произошло более семидесяти пожаров в жилье. Огонь нанес погорельцам ущерб на сотни тысяч рублей.
05.08.2010
09:23
Таганрогская правда