Возможность оформлять штрафы для всех водителей без полисов с помощью дорожных камер профильные ведомства обсуждают с 2018 года: с тех пор в Российском союзе страховщиков (РСА) не раз заявляли, что готовы к запуску системы и ждут только действий со стороны МВД России. В свою очередь, в МВД в ответах на запросы Autonews.ru утверждали, что со стороны ведомства для фиксации все готово и необходимо только прописать такую возможность в КоАП и доработать систему с помощью РСА. Когда ждать запуска нового вида фиксации, сколько раз будут приходить штрафы и кому, разбирался Autonews.ru.
В Центробанке готовы оказать полное содействие для запуска фото-видеофиксаии автомобилей без ОСАГО. В ответ на запрос Autonews.ru там сообщили, что согласны предоставить информацию о действующих договорах ОСАГО из своей базы данных в МВД России.
«Вопрос использования технических средств контроля за наличием полисов ОСАГО с помощью дорожных камер — это прерогатива МВД России. Такой механизм позволит повысить защищенность добросовестных водителей», — сообщили в Центробанке.
Там добавили, что благодаря системе ОСАГО пострадавшие в ДТП получают страховое возмещение, а не выясняют отношения с виновником аварии.
«Но для этого нужно, чтобы у всех участников дорожного движения были полисы ОСАГО. Иначе права добросовестных автомобилистов, застраховавших свою ответственность, будут защищены не в полной мере, они столкнутся с проблемами при отсутствии полиса ОСАГО у виновника ДТП», — признали в ведомстве.
В КоАП должны прописать, сколько раз водителей будут штрафовать
Чтобы запустить фото- и видеофиксацию, как объяснили в РСА, в законодательстве нужно прописать норму о том, сколько штрафов за день будут получать автомобилисты без ОСАГО. Это нужно для того, чтобы избежать ситуаций, когда каждый проезд под камерой заканчивался бы постановлением о штрафе на 800 руб.
Такие поправки в КоАП уже подготовил Минюст (документ с предложенными изменениями есть в распоряжении Autonews.ru): согласно новой норме, штрафовать автомобилистов без ОСАГО должны не чаще раза в сутки. То есть даже если водитель в течение дня еще несколько раз попадет в объектив камер, система поймет, что один штраф водитель уже получил и следующее постановление получится сформировать только через 24 часа.
Кроме того, как уже рассказывали в РСА, изначально планируется, что дорожные камеры не будут проверять весь поток автомобилей — это, как объяснил Autonews.ru автор ГОСТов для дорожных камер Григорий Шухман, привело бы к огромной нагрузке на систему. Вместо этого планируется, что полисы ОСАГО будут проверять только у нарушителей ПДД. То есть, к примеру, если автомобилист превысит скорость, нарушит разметку, окажется на выделенной полосе для общественного транспорта и так далее, то попутно система проверит и наличие полиса ОСАГО. Таким образом, в дополнение к штрафу за нарушение ПДД, водитель может получить и штраф на 800 руб. за поездку без полиса ОСАГО.
Согласно отзыву со стороны Госавтоинспекции, в ведомстве не против предложенных изменений. Кроме того, согласно письму за подписью главы ведомства Михаила Черникова (есть в распоряжении Autonews.ru), в Госавтоинспекции готовы начать оформлять первые постановления за отсутствие полисов ОСАГО. Но для этого сначала:
- нужно принять поправки в КоАП и прописать периодичность оформления штрафов;
- нужно устранить список проблем при проведении фиксации.
«Фиксация работающими дорожными камерами неисполнения участниками дорожного движения обязанности по страхованию гражданской ответственности владельца транспортного средства возможна после принятия соответствующего федерального закона и устранения всех проблемных вопросов, обозначенных на совместном совещании 17 мая 2024 года», — сказали в ГИБДД.
Autonews.ru направил дополнительный запрос в МВД России.
Cами производители и операторы дорожных камер технических сложностей при запуске фиксации машин без ОСАГО не видят. Об этом, в частности, Autonews.ru рассказали в ГК «Урбантех» (компания внедряет и обслуживает системы фотовидеофиксации в ряде регионов России).
«Вопрос не в камерах, конечно, а скорее во взаимодействии РСА и МВД. С технической стороны — это простая задача для систем фотовидеофиксации. Комплексу для этого необходимо лишь распознать государственный регистрационный знак транспортного средства и передать эту информацию в базу. Все комплексы фотовидеофиксации умеют идентифицировать госномера по умолчанию, точность распознавания очень высокая», — сообщили в ГК «Урбантех».
Там добавили, что с внедрением федеральной системы «Паутина», в которой и находятся все необходимые данные, проверять наличие страхового полиса можно будет на территории всей страны, а не только в том субъекте России, где зарегистрирован автомобиль.
В свою очередь, эксперт по комплексам автофиксации Григорий Шухман отметил, что вопрос запуска фиксации ОСАГО связан с нагрузкой на базу данных и ее корректностью.
«Поскольку это будет дополнительно ложиться на сотрудников ГИБДД в ЦАФАПах, которых больше не станет, а работы добавится. И в случае ошибок все проблемы также будут сыпаться на ГИБДД. Поэтому, чтобы не перегружать базу запросами, и планируются проверять ОСАГО только при фиксации других нарушений», — добавил специалист.
Когда должны запустить фиксацию полисов ОСАГО
Как рассказали Autonews.ru в РСА, Банк России отправил на имя вице-премьера Марата Хуснуллина решение рабочей группы с основными принципами для запуска пилотного проекта:
- проверка полисов ОСАГО только в случаях, когда такое правонарушение является попутным;
- необходимость внесения изменений в статью 12.37 КоАП об оформлении штрафов не чаще одного раза в сутки;
- обеспечение запуска проекта со стороны МВД России не позднее 6 месяцев после внесения упомянутых выше изменений в КоАП (при этом, согласно письму, «не выявлено иных препятствий для реализации проекта»).
Почему страховщики спешат с запуском фиксации
Как предупредили в РСА, если у виновника ДТП не окажется ОСАГО, получить от него компенсацию за поврежденное имущество и вред здоровью возможно только через суд.
«Заложниками складывающейся негативной ситуации становятся законопослушные автовладельцы, которые не могут воспользоваться защитой обязательной системы страхования ответственности, при этом вынуждены тратить собственное время и деньги на судебные процессы», — предупредили в РСА.
При этом, по мнению страховщиков, от приобретения полиса, скорее всего, отказываются наиболее «аварийные» водители, цена для которых будет высокой. То есть проникновение ОСАГО снижается в первую очередь в наиболее рисковом сегменте.
Ранее в РСА уже говорили о необходимости поднять штраф до 5000 руб. Пока страховщики предпочли в своих обращениях в профильные ведомства об этой инициативе не напоминать. Однако ранее в Минфине такую идею уже поддержали: об этом в 2023 году говорил замминистра финансов Алексей Моисеев. На совещании в Совете Федерации по теме «ОСАГО: баланс интересов страховых организаций и владельцев транспортных средств», он заявил, что наказание за такое нарушение должно быть соразмерным вине водителя.
«Штраф должен быть не менее 5 тыс. руб. И с позиции судов это не должно быть длящимся нарушением — как минимум каждый день он должен получать штраф», — говорил Моисеев.