«Транснефть» теряет полмиллиарда на ЧП в Тюменской области, а «РИ-ИНВЕСТ» поборется за десятки миллионов евро со страховщиками

Новый собственник производственного комплекса обанкротившегося «Антипинского нефтеперерабатывающего завода» — столичное «РИ-ИНВЕСТ», — связываемый с Анатолием Яблонским, смог отбиться от претензий «Транснефти» на сотни миллионов рублей.

08:17
Правда УРФО
Требования были выставлены государственной транспортной монополией в связи с отклонением от плановой сдачи в трубу нефтепродуктов в 2022 году. Как выяснилось, грузоотправитель не исполнил свои обязательства в части практически 700 тысяч тонн, что и послужило основой для формирования крупного штрафа. Представители «РИ-ИНВЕСТ», впрочем, сослались на чрезвычайную ситуацию — пожар на установке глубокой переработки мазута тюменского предприятия, который и нарушил работу, а также помешал выполнить договор. Коммерсанты не раз обращались в «Транснефть» с предложением изменить соглашение, а также просили «отнестись с пониманием» и учесть «условия геополитической нестабильности и глобально изменившейся конъюнктуры рынка», но получили отказ. Арбитраж же в итоге поддержал именно «РИ-ИНВЕСТ». Пока конфликт прошел только первый раунд разбирательств, и наблюдатели, вспоминая суды «Транснефти» с «Антипинским НПЗ», не исключают его продолжения, а новый собственник промышленного комплекса уже нацеливается на средства крупных страховых.

Арбитражный суд Москвы раскрыл подробности конфликта между ПАО «Транснефть» и ООО «РИ-ИНВЕСТ» (ранее «Русинвест») на 583,8 млн рублей.

Уточним, «РИ-ИНВЕСТ» — собственник основного имущества, составлявшего ранее производственный комплекс АО «Антипинский нефтеперерабатывающий завод» («Антипинский НПЗ»; Тюмень).

АНПЗ входил в группу «Новый поток» Дмитрия Мазурова. Тюменское предприятие было признано банкротом в конце 2019 года, а в реестр вошли требования на сотни миллиардов рублей. Бенефициар бизнеса Мазуров, в свою очередь, в конце прошлого года был приговорен к 10 годам колонии, после того как его признали виновным в мошенничестве в особо крупном размере, растрате и причинении тяжкого вреда здоровью. В определенный момент интерес к бизнесу проявляли структуры, близкие к азербайджанской госкомпании SOCAR. Впрочем, впоследствии имущество АНПЗ за 110 млрд перешло на тот момент «Русинвесту», единственным участником которого числился Анатолий Яблонский. По данным «Контур.Фокус», доли при этом находились в залоге у структур, связанных со Сбером — основным кредитором тюменского гиганта. Далее «Русинвест» переименовали в «РИ-ИНВЕСТ», а производственные мощности стали эксплуатироваться под названием «Тюменский НПЗ».

Как следует из документов, между «Русинвестом» и «Транснефтью» еще в 2021 году был заключен договор об оказании услуг по транспортировке нефтепродуктов на следующий год.

По соглашению, грузоотправитель планово должен был сдать транспортникам 1,9 млн тонн нефтепродуктов. В том числе в I квартале 515 тыс. тонн; во II квартале — 380 тыс. тонн; в III квартале — 485 тыс. тонн; в IV квартале — 525 тыс. тонн. Однако в систему магистральных нефтепродуктопроводов, как указывается в деле, ушло только 1,225 млн тонн нефти.

При этом в договоре имелся пункт, что потребитель («Русинвест». — Прим. ред.) обязан оплатить оператору («Транснефть») услуги по транспортировке нефти (нефтепродуктов) независимо от факта потребления таких услуг. Исключение делалось при «возникновении обстоятельств непреодолимой силы, предусмотренных законодательством РФ». В связи с этими условиями «Транснефть» и вышла с иском более чем на полмиллиарда к «Русинвесту».

Вот только собственник «Тюменского НПЗ», отвергая требования, сослался как раз на ЧП. Речь идет о пожаре, который произошел на установке глубокой переработки мазута в 2022 году, после чего предприятие не сразу восстановило объемы производства.

Как было отмечено в ходе процесса, «Русинвест» сразу уведомил госкорпорацию о возникновении обстоятельств, «препятствующих исполнению обязательств по сдаче нефтепродукта в систему». Далее компанией направлялись корректировки объемов и времени сдачи, а впоследствии и предложения изменить детали договора. В ПАО «Транснефть», однако, не нашли весомых аргументов для внесения изменений в соглашение.

«Принимая объективные причины произошедшего непредвиденного обстоятельства, „Русинвест“ повторно обратилось в „Транснефть“ с просьбой отнестись с пониманием к сложившейся ситуации и с учетом пожара, повлиявшего на фактические показатели переработки нефти и производства нефтепродуктов, а также в условиях геополитической нестабильности и глобально изменившейся конъюнктуры рынка скорректировать объемы», — следует из документов. Но и на эти просьбы компания получила отказ.
Тогда были привлечены специалисты Торгово-промышленной палаты Тюменской области, которые в своем заключении подчеркнули, что «последовательность цепочки событий, препятствующих нормальному исполнению договора, связана с обстоятельствами чрезвычайного характера, произошедшего не по вине, или в ходе нормальной хозяйственной деятельности „Русинвеста“». На основе, в частности, этого суд отказал в средствах «Транснефти».

Добавим также, продолжаются суды «Транснефти» и непосредственно с «Антипинским НПЗ». Как рассказывала «Правда УрФО», изначально суд удовлетворил требования тюменского предприятия о взыскании с трубопроводной компании 324,3 млн основного долга, 17,6 млн процентов за пользование чужими денежными средствами и 537,12 долларов США процентов. Впрочем, решение не устояло в кассации, и дело отправили на новое рассмотрение.

У «РИ-ИНВЕСТ» же в повестку входит новый конфликт. Так, компанией был подан иск к СПАО «Ингосстрах», ООО СК «Сбербанк Страхование» и САО «ВСК». Исходя из документов суда, речь идет о взыскании более 45,5 млн евро с «Ингосстраха», СК «Сбербанк Страхование» и 22,5 млн евро с «ВСК». Подробности конфликта на текущий момент не раскрываются.

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля