А для того, чтобы снизить цены авиабилетов хотя бы на 1% за счет туроператоров, нужно просто закрыть всю туротрасль. Цены на авиабилеты формирует рынок, и единственный способ заставить их снижаться для конечного потребителя — это госсубсидии или авиакешбэк, считают участники рынка.
Откуда взялась идея «снижения цен на авиабилеты» за счет страховщиков и туроператоров
Напомним, в самом конце июля председатель комитета по транспорту Государственной Думы Евгений Москвичев выдвинул идею, что страховые и туристические компании «могли бы направлять часть своей прибыли на частичное покрытие стоимости авиабилетов». Об этом он рассказал на заседании комитета.
«Я вам называю цифру. На пассажирском транспорте ответственность перевозчика перед пассажиром из 100%, которые получают страховые компании, выплачивается 47%. 20% они должны оставлять себе, а где 27%?», — сказал в ходе обсуждения вопросов ценообразования на авиабилеты г-н Москвичев.
Были упомянуты и участники туристической отрасли. В частности, он отметил, что в «некоторых зарубежных странах» есть практика, «когда страховые компании и туристические агентства свои деньги платят для того, чтобы билет для пассажира был дешевле».
Депутат не прямо не предлагал никаким «туроператорам» финансировать авиаперевозку, а просто указал на некие «туристические агентства» за рубежом" (напомним, что турагенты — не туроператоры), не называя конкретных стран. Но в российских СМИ эти слова почему-то превратились в странный тезис «в Госдуме предложили снизить цены авиабилетов за счет прибыли страховщиков и туроператоров».
Странный и потому, что слова одного из депутатов, сказанные в определенном контексте в процессе дискуссий на заседании (а обмен идеями — нормальная практика в законотворческой работе) — это вовсе не равно «в Госдуме предложили», так как никакой законодательной инициативы не было и нет. И потому, что изначально речь шла о страховщиках, а не о «туроператорах».
Что думают по поводу идеи, озвученной в СМИ, туроператоры
Г-н Москвичев, судя по контексту цитат в СМИ, имел в виду ОСГОП — т.е. обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика пассажиров. Такое страхование — это требование закона. Отметим, что и сам г-н Москвичев при принятии соответствующего законопроекта в 2012 году отмечал, что «введение обязательного страхования не должно повлечь за собой необоснованный рост тарифов на проезд в общественном транспорте».
«Тарифы на ОСГОП для авиакомпаний регулируются ЦБ РФ. Сейчас самый дешевый такой тариф — 1,5 рублей, самый высокий — 13 рублей. Давайте предположим, что все страхуются по максимальной ставке и мы, ради снижения стоимости авиабилетов, „заберем“ вообще все 100% этих доходов страховщиков в казну. Хорошо, в этом случае каждый авиабилет будет дешевле на 13 рублей. Больше нельзя — просто по законам математики. Устроит такое снижение кого-либо? А устроит кого-нибудь то, что при этом, случись что, не будет выплат погибшим и пострадавшим пассажирам?», — задается резонными вопросами вице-президент АТОР по внутреннему туризму, генеральный директор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин.
Что же касается тезиса про «деньги туроператоров», которых зачем-то с неправомерной ссылкой на г-на Москвичева, «вытащили» в тему СМИ, участники рынка его не понимают вообще.
«Мне совершенно непонятно, откуда вообще в статьях СМИ взялись туроператоры, как источники формирования цены на авиабилеты или влияния на эту цену. В взятом отдельно внутреннем туризме туров без перелета — львиная доля. И туры с перелетами внутри страны — это туры с билетами на регулярные рейсы, на цену которых мы не влияем. К сожалению, наши авиакомпании не дают туроператорам сделать коммерческие чартеры по стране дешевле, чем регулярная перевозка, а ранее снижать цену на чартеры по России помогали, де-факто, только прямые госсубсидии. В выездном туризме все чаще все чаще граждане покупают себе билеты самостоятельно. А в турах с перелетом за рубеж туроператоры и так уже участвуют своими деньгами в снижении цен на авиаперевозку для потребителя, выкупая блоки мест и фрахтуя чартеры, которые выгоднее по цене, чем просто билеты из GDS», — говорит вице-президент Ассоциации туроператоров (АТОР) по международному туризму, генеральный директор туроператора Space Travel Артур Мурадян.
«Непонятно, почему кто-то решил, что туроператоры вообще оказывают значительное влияние даже не на цены, а на сам рынок авиаперевозки. В прошлом году российские авиакомпании перевезли и по России, и за рубеж 105 млн пассажиров. Из них доля туроператоров — всего около 5 млн, не более. А во внутреннем туризме предполагаемая доля пассажиров с турпакетами, включающими перелет — около 1-1,5 млн. То есть очень и очень небольшая, считанные проценты. Совокупная выручка авиакомпаний в 2023 году составила 1 трлн 300 млрд рублей. Значит, для того, чтобы заставить авиакомпании подвинуться в цене хотя бы на 1%, туроператорам нужно „влить“ в авиаотрасль 13 млрд рублей — но таких денег в виде прибыли у туроператоров нет даже близко. Если кому-то интересна текущая норма прибыли туроператоров (вообще, со всех видов продуктов, не только с авиа) — это 1,5-2%, максимум 2,5%. Даже если рассмотреть фантастический сценарий вообще лишить всех туроператоров всей прибыли (то есть закрыть туротрасль) и передать всю ее на „снижение стоимости авиабилетов“, то каждый билет у нас даже теоретически может подешеветь на сумму в доли процента. И еще 13 рублей от страховок добавить. Кого это устроит? Никого. Мне, вообще говоря, кажется, что прежде чем что-либо выносить в СМИ, нужно сначала все же сесть с калькулятором и посчитать», — поддерживает коллегу Сергей Ромашкин.
«Рассуждать о мифических „прибылях“ туроператоров в нынешнее время — крайне наивно: регулятор видит все наши финансовые отчеты, и знает, что маржа в туроператорском бизнесе минимальна, более того, находится на критически низком уровне. Туротрасль работает сейчас, по сути, в условиях экономической блокады. Никакой возможности перераспределения финансовых ресурсов и неких денежных „вливаний“ в бизнес авиаперевозчиков у туроператоров не было и нет. Кредитование банками туроператоров — крайне осложнено, никакие кредиты туркомпаниям без залога собственности банки им не дают, так как считают высокорисковой отраслью. И, наконец, туроператоры по выездному туризму сейчас и так заморозили огромные миллиардные средства в фондах „Турпомощи“, это и так гигантская нагрузка на бизнес, которую можно было бы отменить. Считаю, что нашим законодателям можно было бы над последним вопросом тоже задуматься», — добавляет Артур Мурадян.
Снижать цены на авиабилеты можно, но только с участием средств государства
«Авиаперевозка — одна из составляющих турпродукта, причем не каждого. И эту услугу туроператоры сами не оказывают. По законодательству ответственность за перевозку несет перевозчик, а авиабилет всегда является самостоятельным договором авиаперевозчика и пассажира. Туроператор приобретает билеты по ценам, установленным авиакомпаниями. Поэтому совершенно непонятно, почему стоимость авиабилетов предлагается регулировать с привлечением туроператоров. Целесообразнее обдумать предложения, адресованные авиакомпаниям, возможно, с поддержкой от государства», — комментирует руководитель Правовой службы АТОР Надежда Ефремова.
Как подчеркивает вице-президент АТОР Артур Мурадян, если цены на авиаперевозку внутри страны — это социально значимый вопрос, то в его решении логично государственной участие, а сейчас в ценообразовании участвуют только сами авиакомпании.
«Есть сезонные колебания цен из-за спроса, которые были каждый год. И каждый год цена в августе отличается от цены января, это нормальное явление. Но есть и подорожание год к году. Оно связано, во-первых, с возросшим спросом на внутренний туризм, а во-вторых, с дефицитом авиационной техники, значительным усложнением логистики и кратным удорожанием покупки и доставки запчастей. В российских авиакомпаниях, летающих за рубеж — тоже высокие расходы из-за санкций (выкуп из лизинга, ограничения на использование двигателей и пр.). Высокие цены на международные перелеты объясняются не только этими факторами, но и тем, что иностранные авиакомпании, которые продолжают полеты в Россию, сейчас держат цены на крайне высоком уровне (например, для полетов в РФ им приходится выводить самолеты из лизинга, приобретать отдельные страховки для России по высочайшим ценам)», — поясняет Артур Мурадян.
По его мнению, сделать более дешевыми авиабилеты можно, предусмотрев государственные субсидии на межрегиональные, дальнемагистральные перевозки по России. Как минимум для перевозчиков с госучастием (та же «Победа», «Россия», «Аэрофлот») или шире — для отобранного правительством пула авиакомпаний.
«Уже это могло бы снять социальную напряженность и позволить ценам прекратить рост: стоит одному игроку рынка снизить цены (благодаря господдержки) и другие тоже будут вынуждены реагировать», — говорит вице-президент АТОР.
Среди других вариантов — ввести льготное субсидирование перевозки для малозащищенных групп граждан, могло бы иметь смысл и введение аналога «туристического кэшбека» на определенные направления, только для авиабилетов, считает эксперт.
В АТОР прокомментировали идею о «снижении цен на авиабилеты» за счет страховщиков и туроператоров
В АТОР отмечают, что предложение «поделиться прибылью», адресованное страховым компаниям, приведет максимум к снижению цены каждого авиабилета на 13 рублей.