На все СТО: доступ к станциям для ремонта по ОСАГО хотят расширить

Страховщики предложили при ремонте по ОСАГО увеличить максимальное расстояние от места жительства потерпевшего до станции техобслуживания вдвое, до 100 км.

07:47
Известия
А также разрешить компаниям выдавать направление на ремонт в сервис, который выбрал сам клиент, даже если у страховой не заключен с ним договор. Такие инициативы в августе Российский союз автостраховщиков направил в Минфин и ЦБ, выяснили «Известия». Изменения позволят ремонтировать авто по ОСАГО в условиях дефицита запчастей. Сейчас в 95% случаев клиент получает денежную выплату, которой может не хватить на восстановление.

Как сделать ремонт по ОСАГО

В России хотят расширить перечень доступных станций техобслуживания (СТО) для ремонта по ОСАГО. Для этого страховщики предложили вдвое, до 100 км, увеличить максимальное расстояние от места жительства потерпевшего до сервиса, куда компания может направить клиента восстанавливать авто. А также разрешить компаниям выдавать направление на ремонт на станцию, которую клиент выбрал сам, даже если у страховой не заключен с ней постоянный договор. Такие инициативы Российского союза автостраховщиков (РСА) есть у «Известий». Организация в августе направила их в Минфин и ЦБ.

Сделать подобные послабления требуется, поскольку после ухода ряда автопроизводителей из России в 2022 году страховщики и сервисы столкнулись с дефицитом многих запчастей. Сроки их поставок не позволяют провести ремонт по ОСАГО в установленный законом 30-дневный срок, пояснили в союзе. Там добавили: в нынешней ситуации только доставка деталей может длиться месяц.

В итоге станции техобслуживания отказываются участвовать в тендерах страховых компаний и работать с автомобилями по обязательной автогражданке, чтобы не попасть под штрафы за нарушение сроков восстановления авто.

Также в союзе предложили разделить срок проведения ремонта и время доставки запчастей. Эти изменения помогут чаще ремонтировать авто по ОСАГО, считают в РСА.

Там уточнили: в предыдущие годы доля натурального возмещения (то есть через ремонт) достигала 13–16%. Этот уровень удовлетворял автомобилистов. Однако по итогам первого полугодия 2024-го она составила всего порядка 5%. В остальных 95% случаях клиенты получали компенсацию деньгами.

Страховщики вынуждены покрывать ущерб выплатой из-за жестких сроков восстановления авто по ОСАГО, отметил директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Алексей Бредихин. Однако, по его словам, этих средств может оказаться недостаточно для ремонта.

Денежная компенсация учитывает амортизацию деталей (то есть их старение — если машина не совсем новая, то человек получит меньше средств), пояснил руководитель по работе с физическими лицами компании «Страховой брокер AMsec24» Максим Колядов. В результате людям приходится доплачивать минимум 20–30%, чтобы восстановить машину, сообщил он.

В ЦБ сообщили «Известиям», что предложения РСА сейчас рассматриваются. Банк России сформулирует позицию, после того как проведет всестороннюю оценку возможного влияния инициатив на участников рынка и потребителей. Редакция также направила запрос в Минфин.

В Госдуму уже внесен законопроект об увеличении срока восстановления авто по ОСАГО с 30 до 45 дней, напомнили в РСА. Однако, по их мнению, сейчас это не сможет полностью решить проблему.

Время доставки запчастей составляет от 25 дней до полугода, а некоторые санкционные детали в целом недоступны для заказа, пояснил директор департамента урегулирования убытков по автотранспорту СК «МАКС» Иван Попов.

Ремонт по ОСАГО или денежная компенсация: что лучше

Участники рынка поддержали предложения РСА. Эти изменения позволят уменьшить количество вынужденных отказов от ремонта из-за отсутствия запасных частей или их долгого ожидания, считает начальник управления по работе с партнерами блока «Урегулирование убытков» «Росгосстраха» Сергей Сыч. А увеличение максимального расстояния до станции техобслуживания вдвое поможет расширить пул сервисов, которые готовы восстанавливать авто по ОСАГО. Ведь с проблемами из-за ограничения в 50 км могут столкнуться даже москвичи, если человек живет на одном конце мегаполиса, а подходящий автосервис находится в другом.

Сейчас проблема отказа станций от ремонта по обязательной автогражданке уже носит массовый характер, добавил Сергей Сыч. По его словам, особенно это касается автомобилей западного, корейского и японского производства. В целом сервисы соглашаются на восстановление машины по установленным срокам только в 10% случаев, рассказала руководитель управления урегулирования убытков по автострахованию компании «Абсолют Страхование» Юлия Федотова.

Предложенные изменения позволят увеличить долю ремонта по ОСАГО на четверть, считают в ВСК. Там добавили: для клиентов также важно иметь возможность самостоятельно предлагать ту станцию ТО, которой человек доверяет и к которой привык, даже если у страховой не заключен с ней постоянный договор.

Однако предлагаемое нововведение может вызвать и некоторые сложности, предупредил вице-президент по автострахованию компании «Ренессанс страхование» Сергей Демидов. Он пояснил: страховщик обязан контролировать действия сервиса, в том числе нести ответственность за срок и качество ремонта. Однако если у него не заключен постоянный договор с организацией, то нет ни экономических, ни правовых оснований влиять на станцию, которую выбрал потерпевший.

Ответственность страховой компании за качество ремонта должна сохраняться даже в том случае, когда выбор автосервиса согласован с клиентом, уверен и Алексей Бредихин из АКРА.

В целом же расширение пула сервисов поможет уменьшить число судебных обращений и претензий, в том числе из-за несоблюдения сроков ремонта, отметила Юлия Федотова из «Абсолют Страхования». По ее словам, более частое восстановление авто вместо выплаты денежной компенсации также поможет снизить объем мошенничества.

Предложенные инициативы помогут чаще ремонтировать авто по ОСАГО, согласился Максим Колядов из компании «Страховой брокер AMsec24». Увеличение допустимого расстояния до станции тоже может быть оправданным шагом. Однако направлять в сервис стоит исключительно по согласованию страховщика и клиента, потому что далеко не каждый согласится ехать 100 км для восстановления машины, подчеркнул эксперт.

По словам Алексея Бредихина, меру по разделению сроков поставки запчастей и ремонта стоит внедрить не для всех машин. Проблема с деталями для автомобилей российского производства вряд ли стоит настолько же остро, как для европейских и американских марок, напомнил эксперт.
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля