Расширенный доступ. Зачем страховщики хотят увеличить расстояние до сервисов для ремонта по ОСАГО

Страховщики предложили увеличить максимальное расстояние от места жительства клиентов до СТО для ремонта по ОСАГО до 100 километров.

07:38
Общественное Телевидение России
Там также считают, что нужно разрешить компаниям выдавать направления в сервисы, которые выбрал сам водитель, даже если с ними нет соглашения. Для чего потребовались такие изменения и ускорят ли они ремонт авто, разбирался ОТР.

Зачем страховщикам менять правила

Российский союз автостраховщиков (РСА) захотел вдвое увеличить расстояние до сервисов для ремонта по ОСАГО, чтобы в список попало больше доступных СТО. Второе предложение поможет еще сильнее расширить этот список. Ведь речь идет о том, чтобы дать компаниям право выписывать направления в сервисы, с которыми у них нет постоянного договора. Организация передала обе инициативы в Минфин и Центробанк России, сообщили «Известия».

Некоторые автопроизводители ушли из нашей страны в 2022 году. Из-за этого страховые компании и СТО столкнулись с дефицитом запчастей. Их поставляют, но сроки транспортировки не позволяют отремонтировать авто по ОСАГО за положенные 30 дней. Этот период может уйти на одну только доставку. Союз автостраховщиков увидел решение проблемы в расширении географии доступных по полису сервисов.

Некоторые СТО отказываются от участия в тендерах страховых компаний и работы с авто по ОСАГО. Они боятся просрочить время ремонта и заработать штрафы из-за долгого ожидания деталей. Поэтому в союзе предложили разделить время на восстановление транспорта и ожидание запчастей. По мнению страховщиков, так будет больше ремонтов по полису.

Спрос на ремонт по ОСАГО упал

В прошлые годы авто восстанавливали примерно в 13-16% случаев, но в 2024-м показатель опустился до 5%. В подавляющем большинстве ситуаций клиенты выбирают материальную компенсацию. Но денег может оказаться недостаточно для самостоятельного ремонта, обратил внимание директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Алексей Бредихин.

При расчете выплаты учитывают возраст деталей. Получается, что чем старше машина, тем меньше денег получит человек. В итоге некоторым приходится доплачивать 20-30% за восстановление из своего кармана. ЦБ заявил, что пока рассматривает предложения страховщиков и позже сформирует по ним свою позицию.

Проблему с жесткими сроками ремонта по ОСАГО может ослабить и законопроект, который уже внесли в Госдуму. Если его примут, то время увеличат с 30 до 45 дней. Но в союзе автостраховщиков считают, что это не разрешит ситуацию. По словам директора департамента урегулирования убытков СК «Макс» Ивана Попова, некоторые санкционные детали приходится ждать и по полгода.

Что думают в автомобильном союзе

Предложения страховщиков не принесут никакой пользы конечному потребителю, выразил мнение в беседе с ОТР президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр. Он добавил, что и с компенсациями есть проблемы, потому что цены на запчасти сильно занижают.

«У нас низкая оценка. Потребителю уплачивают живые деньги, потому что он не может добраться до СТО, необходимого для него, и, соответственно, получается такая выплата, на которую он фактически не может отремонтировать автомобиль. Потому что иногда реальная стоимость запчастей от стоимости в каталоге РСА отличается в два-три раза», — заявил эксперт.

Страховщики находят максимально дешевые аналоги, которые практически невозможно достать, посетовал Хайцеэр. Он отметил, что Национальный автомобильный союз не приветствует такие изменения в правилах ОСАГО.

«Понятно, что мы будем выступать категорически против этого», — подчеркнул собеседник ОТР.

Глава союза добавил, что расширение географии СТО по ОСАГО никак не повлияет на доступность запчастей. По его словам, система транспортировки деталей не связана со сроками ремонта. Он напомнил, что оформление полиса ОСАГО — это гражданская ответственность водителей, которую доверили реализовывать страховщикам.

«У нас закон есть об ОСАГО: каждый должен его приобрести. И вот этот вечный плач [страховщиков] о том, как это невыгодно, и при этом нежелание передать это в руки государства говорят о том, что это супер-выгодно, это супер-необходимо. Нужно, потому что от этого они имеют неплохие заработки, а потребитель в конечном итоге страдает», — высказался эксперт.

Что лучше выбрать: ремонт или компенсацию

Ян Хайцеэр рекомендовал выбирать ремонт по полису. Это связано с тем, что компенсации часто не хватает на то, чтобы восстановить авто самостоятельно. Но важно оценить именно свой случай. Если разница, которую придется доплатить за ремонт, будет небольшой, то, возможно, стоит взять деньги и сделать все самому. Такой вариант подходит, когда вернуть авто в строй нужно быстро.

«Если разница большая, то я бы поборолся. Либо за сумму (с помощью независимой экспертизы и суда), либо за реализацию права потребителя получить не выплату, а исполненный ремонт», — посоветовал автоэксперт.

Контролировать качество ремонта авто самому водителю достаточно сложно. То и дело возникают разговоры о том, чтобы использовать для восстановления б/у детали. Но Национальный автомобильный союз против таких предложений. Подобные решения должен принимать автовладелец, считают там.

За качество и сроки ремонта по ОСАГО должны отвечать страховые компании, обратил внимание вице-президент по автострахованию компании «Ренессанс страхование» Сергей Демидов. Но если у нее нет договора с СТО, то она не сможет повлиять на эти моменты. Такой нюанс важно учесть, принимая предложения РСА, согласился представитель компании АКРА Алексей Бердихин.

Предложения страховщиков помогут чаще ремонтировать авто по ОСАГО, заявил Максим Колядов из компании «Страховой брокер AMsec24». Увеличение допустимого расстояния до сервиса — вполне оправданный шаг, считает он. Но направлять в СТО нужно только по согласованию страховщика и клиента, ведь далеко не все готовы проехать 100 километров ради ремонта.
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля