Текущий объем ответственности «Российской национальной перестраховочной компании» (РНПК, дочерняя компания Банка России) составляет порядка 35 трлн рублей, такие данные привела глава РНПК Наталья Карпова, выступая на форуме «Будущее страхового рынка» в среду.
«В 2024 году мы начинаем платить по крупнейшим убыткам, которые произошли в 2022-2023 годах, это порядка 90 млрд рублей», показатель включает либо выплаченные убытки, либо сформированные под будущие выплаты резервы. Доля РНПК в убытках по крупным договорам «в среднем достигает 95%», сказала она.
«За 2022-2023 годы мы видим рост частоты именно крупных убытков. Порядка шести крупнейших убытков в нашем портфеле на сегодняшний день превышают 80 млрд рублей — это крупные убытки, которые происходили за последние два года, что, конечно, существенным образом влияет на нашу деятельность. Мы видим изменения структуры убытков, и естественно, мы не можем на это не реагировать», — заявила Карпова.
По ее словам, до 2022 года российские страховщики использовали возможности перестрахования международного рынка, «этот сегмент был очень прибыльный, в целом средняя убыточность составляла 20-30% у западных перестраховщиков, которые принимали риски от российского рынка». В феврале-марте 2022 года традиционные партнеры — западные перестраховщики — прервали отношения с российским страховым рынком, «все потребности, которые были у российского рынка, удовлетворила РНПК».
«В 2022-2023 годах картина по убыткам в перестраховании существенно изменилась. И уже мы не говорим ни о какой 30%-ной убыточности в этом сегменте — все уже совсем не так. Только за семь месяцев 2024 года мы выплатили порядка 10,7 млрд рублей российскому рынку. Прирост к 7 месяцам 2023 года составил 67%», — привела данные Карпова.
По ее словам, наибольшая доля в структуре убытков РНПК приходится на убытки в промышленном сегменте, вторая по величине — доля убытков непромышленного сегмента, третье место по доле в структуре — убытки в страховании грузов и убытки по водным судам.
«Любой более-менее крупный объект — склад, торговый центр, промышленное предприятие, суда, самолеты, пароходы, космос — это все перестраховано в РНПК», — констатировала Карпова.
Вместе с тем, несмотря на рост убыточности и рост частоты крупных убытков, РНПК пока не задействовала материнские гарантии по капиталу, предоставленные компании Банком России, отметила Карпова.
«Мы точно не хотели бы, чтобы наша материнская гарантия была задействована, чтобы ЦБ вмешался в наши отношения с рынком. Мы все-таки хотим своими методами, своими мерами балансировать рынок», — заявила Карпова участникам форума.
Крупные убытки случались и ранее, но они защищались международными перестраховщиками, то есть партнеры могли балансировать такие выплаты, перераспределяя риски за счет портфеля разных регионов.
«РНПК крайне имеет несбалансированный волатильный портфель, который мы не можем таким образом диверсифицировать на сегодняшний день. Мы замкнуты в российской действительности, вынуждены работать в этих рамках», — пояснила глава РНПК.
Она напомнила, что по результатам 2023 года страховщики на российском рынке получили беспрецедентную прибыль. При этом результаты РНПК оставляют желать лучшего — это произошло из-за необходимости формировать резервы убытков.
Таким образом, «РНПК в полной мере свою роль выполнила, роль инфраструктурной организации, которая помогает в тяжелые времена 2022 и 2023 годов сбалансировать рынок». С этой задачей РНПК справилась, отметила глава РНПК.
По данным Банка России, чистая прибыль страховщиков по результатам 2023 года почти удвоилась по сравнению с 2022 годом и составила 322,3 млрд рублей.