По версии следствия, фигуранты, среди которых два юриста и один бывший полицейский, на протяжении трех лет терроризировали страховые компании и водителей большегрузов. С помощью Bentley Continental и еще одного авто злоумышленники спровоцировали более 300 аварий в Москве. Схема была настолько хорошо продумана юридически, что ГИБДД и суды долгое время не видели в происходящем состава преступления и признавали нынешних обвиняемых потерпевшими.
Как действовали провокаторы ДТП
Уголовное дело трех фигурантов, которые, по версии следствия, спровоцировали в Москве более 300 автомобильных аварий с ущербом на сотни миллионов рублей, начнет рассматривать 30 октября Чертановский райсуд. Огромный вклад в расследование внесли журналисты программы «Экстренный вызов» телеканала РЕН ТВ (входит в холдинг МИЦ «Известия»).
История, которая легла в основу этого уголовного дела, хорошо известна среди московских автолюбителей, особенно водителей грузовиков. Некоторые из них лично становились участниками ДТП, спровоцированных подержанным Bentley 2007 года выпуска. Он выезжал на перекрестки с круговым движением и старался пристроиться рядом с поворачивающим грузовиком. Затем подрезал его так, чтобы водитель большегруза не мог избежать столкновения.
Дальше всё шло по отработанной схеме: полиция, эвакуатор, страховая выплата, а после — суд и компенсация ущерба. Согласно материалам дела, фигурантам удавалось отсудить у своих жертв от 300 тыс. до 2 млн рублей.
За рулем Bentley в каждом случае оказывался один и тот же человек — Евгений Афанасьев, как выяснилось впоследствии, человек с юридическим образованием. Иногда в ДТП вместо Bentley участвовал серый Nissan, за рулем которого был сообщник Афанасьева Евгений Самошин.
По данным Управления уголовного розыска ГУ МВД России по Москве, в основном местом аварий становились районы Новокосино, Перово, Строгино. Как раз на одном из перекрестков в Строгино с Евгением Афанасьевым познакомился водитель большегруза Александр Костенко.
— Ехал домой, проезжал круговое движение. Поворачивал направо, в этот момент услышал удар, — рассказал «Известиям» водитель.
Водитель премиум-иномарки Александру не уступил, хотя по правилам мог это сделать. Большегрузам разрешается в некоторых ситуациях поворачивать со второго ряда, убедившись, что они не создают помех для окружающих, рассказал «Известиям» руководитель Центра высшего водительского мастерства Санкт-Петербурга Андрей Герасенков.
Почему суды поддерживали автоподставщиков
Автопарк Евгения Афанасьева состоит более чем из 10 иномарок, выяснили «Известия». В их числе автомобиль Bentley GT, который из раза в раз получал повреждения. Большинство заседаний по делам «невезучего» водителя проходили в Перовском райсуде Москвы. Зал этого суда он практически всегда покидал с решением в свою пользу — вплоть до того момента, пока не было возбуждено уголовное дело.
Суды вставали на сторону Афанасьева, потому что признавали его потерпевшим, рассказала «Известиям» юрист компании-владельца пострадавшего грузовика Ольга Гемодеева.
— Где-то начиная с 2021 года судебная практика поменялась. Мы добились того, что суд учел нашу позицию, что было злоупотребление правом, — отметила она.
Журналисты «Экстренного вызова» в течение года охотились за Евгением Афанасьевым и его сообщниками и несколько раз ловили их на месте ДТП. Последний раз — зимой 2023 года, буквально за пару дней до задержания. Юрист тогда закрылся от журналистов в салоне машины и стал звонить в полицию. Во время разговора с дежурным он заявил, что неизвестные пытались его обворовать.
В тот вечер Евгения Афанасьева впервые не отпустили с места аварии, а попросили проехать в отдел. А спустя пару дней задержали и его подельника Евгения Самошина — на его счету оказалось более 100 ДТП. В МВД заявили, что официального места работы у Самошина на момент задержания не было — он жил на деньги, полученные в ходе взысканий за совершенные им же самим аварии.
Еще один фигурант, бывший полицейский Сергей Скороходов, по версии следствия, помимо участия в авариях, занимался продажей автодеталей и подавал в суд иски о возмещении ущерба на водителей, попавших в аварию. Например, у транспортной компании Игоря Смолькова Скороходов пытался отсудить 350 тыс. рублей лишь за одно ДТП. Из них 50 тыс. — за услуги адвоката, которым в суде выступал Евгений Афанасьев.
Уголовное дело полицейские возбудили после того, как десятки пострадавших водителей и страховых компаний написали заявления в полицию. Действия обвиняемых следователи квалифицировали как мошенничество в сфере страхования в составе организованной преступной группы в особо крупном размере.
Фигурантов арестовали в январе 2023 года, после чего они попали уже не в ДТП, а в следственный изолятор. К этому моменту с начала их «широкомасштабной» деятельности на улицах столицы прошло уже более трех лет.
Что грозит фигурантам
Привлечь автоподставщиков к ответственности помогла страховая группа «Согаз». В 2022 году в службу безопасности компании поступили обращения от восьми организаций, водители которых стали жертвами Афанасьева и Самошина. Рассмотрев эти обращения, сотрудники страховой установили, что Евгений Афанасьев и Евгений Самошин «умышленно создавали аварийные ситуации на перекрестках с круговым движением, используя дорогостоящие автомобили (преимущественно Bentley Continental)».
При этом в качестве так называемых виновников ДТП злоумышленники выбирали производственные автомобили, принадлежащие коммерческим организациям. Их действия были направлены на то, чтобы не только получить страховое возмещение от страховой компании, но и «стрясти» с виновника аварии якобы недополученную разницу между размером причиненного ущерба и страховой выплатой, пояснили в пресс-службе «Согаза».
В компании предупредили о недопустимости мошеннических действий при оформлении страховых полисов и при урегулировании убытков. Там добавили, что компания активно выявляет подобные случаи и пресекает деятельность мошенников.
По мнению следствия, схема могла принести обвиняемым сотни миллионов рублей. Сейчас же им грозит до 10 лет тюрьмы, считают юристы.
Мошенничество в сфере страхования и, в частности, автострахования — довольно частое явление, рассказал «Известиям» адвокат адвокатского бюро «Макеев и партнеры» Илья Дроздов.
— Настолько частое, что законодатель в 2012 году был вынужден предусмотреть для таких случаев специальную статью в уголовном законодательстве — 159.5 УК РФ (мошенничество в сфере страхования), — уточнил адвокат. — Согласно данным судебной статистики, в 2023 году по этой статье был осужден 471 человек, в 2022 — 308, в 2021 — 459.
Как правило, добавил Илья Дроздов, схема совершения преступления выглядит так: недобросовестные водители представляют в страховую компанию заведомо ложные сведения об обстоятельствах, якобы подтверждающих наступление страхового случая. Например, инсценируют ДТП или завышают размер ущерба.
По мнению адвоката, большегрузы не случайно выбирались в качестве объекта автонападений.
— Дело в том, что в определенных ситуациях один из автомобилей обладает преимущественным правом на движение перед остальными, что вытекает из направления его движения либо габаритов, — пояснил адвокат. — Поэтому при наличии спорной ситуации в подавляющем большинстве случаев суды встают на сторону водителей автомобилей, пользующихся преимуществом на дороге, то есть легковых автомобилей.
Наличие практики, при которой злоумышленникам удается получить страховые выплаты, а также взыскать деньги с других участников дорожного движения, говорит о том, что судам далеко не всегда удается распознать случаи мошеннических действий.
Усыпить бдительность
Жертвами автоподставщиков становятся даже опытные водители, сказал «Известиям» президент коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.
— Эти люди работают высокопрофессионально, используют методы нейролингвистического программирования. Они сразу же начинают нападать и создавать такие условия, чтобы водитель не мог и слова сказать, — отметил эксперт.
Он призвал не соглашаться на уговоры таких злоумышленников и не принимать их условия.
— На все предложения расплатиться на месте или поехать домой за деньгами водителю стоит отвечать, что у него есть страховка ОСАГО, значит, он может ей воспользоваться. И дальше оформлять ДТП как положено. Причем не по европротоколу, а с вызовом сотрудника ГАИ, — пояснил Виктор Травин.
По его словам, в таких случаях автоподставщики, как правило, идут на попятную.
— Но есть и ушлые товарищи, которые начинают искать разные поводы, почему сотрудники ГАИ не помогут в этой ситуации. Слушать их доводы не стоит, — подчеркнул эксперт.
Часто, по его словам, при попытке вызвать ГАИ автоподставщики начинают вести себя агрессивно: выхватывать телефон, угрожать.
— Для таких случаев есть работающая схема: заранее договоритесь с друзьями, что если вы звоните им и говорите, например: «Я попал в ДТП, привези на такой-то адрес такую сумму денег», — для них это знак, что нужно вызвать туда сотрудников полиции, — рассказал Виктор Травин.
По словам автоэксперта, звонок другу с кодовой фразой усыпит бдительность мошенников. Поэтому стоит предупредить своих близких о возможности такого звонка.
За свой страх и риск: автоподставщикам на «Бентли» грозит до 10 лет
Чертановский райсуд 30 октября проведет первое заседание по нашумевшему делу мошенников, устраивавших аварии с участием люксовых иномарок.