От наказания не ушли
Два громких судебных процесса, завершившихся в этом году в Нижегородской области, тому подтверждение.
В июне Канавинский районный суд рассмотрел многоэпизодное уголовное дело о мошенничестве в сфере страхования, совершенном группой лиц по предварительному сговору. Группа лиц — это 58 жителей области, которыми руководил 29-летний житель Нижнего Новгорода, уроженец ближнего зарубежья. Следователи ГУ МВД России по Нижегородской области доказали причастность группы к совершению 41 факта мошенничества. Общий ущерб, причинённый страховым компаниям, составил 12,2 млн рублей.
Как сообщает пресс-служба ГУ МВД по Нижегородской области, схема действий была такова: по объявлениям на интернет-площадках приобретались автомобили премиум-класса — BMW, Mercedes Benz и Jaguar. Оформлялись авто на фиктивных собственников, которые страховали их по договору ОСАГО. Затем следовала инсценировка ДТП с нанесением механических повреждений дорогим авто. Далее — по протоколу: вызов аварийного комиссара, оформление ДТП, обращение в ГИБДД и страховую компанию за положенной по закону выплатой. Деньги делились между участниками, а дорогие авто продавались третьим лицам.
Длилось это «представление художественной самодеятельности» более полутора лет. Финал закономерен: 35 фигурантов получили от 3 до 12 лет колонии общего и строгого режима, 22 осуждены условно с разными испытательными сроками. Один наказания избежал, поскольку умер до судебного разбирательства.
Второй пример — мошенничество в страховании недвижимости. В октябре в Борском райсуде осудили 8 человек по ч. 4 ст. 159.5 УК РФ (мошенничество в сфере страхования, совершенное организованной группой с использованием служебного положения).
В течение четырёх лет — с 2018 по 2021 год — использовали одну и ту же схему. Покупался недорогой земельный участок, строился или ремонтировался дом так, чтобы он производил хорошее впечатление по фото при заключении договора страхования. Потом случался пожар, а собственники получали страховое возмещение.
Суд приговорил троих подсудимых к лишению свободы на 1–5 лет, ещё пятеро получили условные сроки. Дело в том, что строились объекты из дешёвых материалов без соблюдения норм и пригодными для жилья изначально не являлись.
Много или мало
— В Нижегородском регионе проблема мошенничества стоит остро, потому что велика активность различного рода лиц, которые хотят незаконным путём получать страховые возмещения. И страховое сообщество заинтересовано в том, чтобы с этим явлением бороться, как-то самоорганизовываться для этого, — говорит Алексей Рыжов, директор Приволжского регионального центра «Ингосстраха», руководитель рабочей группы по противодействию страховому мошенничеству.
По его мнению, создание в конце 2017 года специальной рабочей группы по противодействию страховому мошенничеству положительно сказалось на ситуации.
— В Нижегородской области всегда активно действовали мошенники. Но если 5–7 лет назад мы видели несистемную работу со стороны МВД и единичные случаи расследования страхового мошенничества, то в рамках работы группы сейчас анализируются различные случаи, вырабатывается общая стратегия реагирования. Стоит отметить, что профильные ведомства погружаются в проблему глубоко, — подтверждает мнение коллеги директор нижегородского филиала ООО СК «Согласие» Максим Коновалов.
По состоянию на 30 июня 2024 года Нижегородская область находится в «жёлтой» зоне антирейтинга (составляет Российский союз автостраховщиков — РСА), где риски мошенничества в ОСАГО высоки. По словам Алексея Рыжова, регион постепенно движется к «зелёной» зоне по параметрам частоты страховых случаев, среднего размера выплат. Также увеличился процент уголовных дел, возбуждённых по заявлениям страховщиков.
Тенденцию к улучшению ситуации подтверждают данные регулярного регионального мониторинга рисков недобросовестных действий на рынке ОСАГО, который ежеквартально публикует ЦБ — регулятор страхового рынка. В рейтинге за второй квартал 2024 года Нижегородская область находится в «зелёной зоне», как и большинство регионов Приволжского федерального округа — исключение составляют Татарстан и Ульяновская область.
Банк России проводит последовательную политику, направленную на противодействие страховому мошенничеству, в том числе в Нижегородской области.
«Планы по проведению мероприятий для противодействия мошенничеству основываются в том числе на данных мониторинга и соответствующего риск-профилирования субъектов РФ, отражающего уровень и динамику таких рисков в каждом регионе», — говорится в ответе Волго-Вятского ГУ ЦБ на запрос редакции.
Особо в ответе подчёркивается, что борьба с мошенничеством в сфере ОСАГО ведётся совместно с правоохранительными и контролирующими органами.
Нужно больше взаимодействия
Однако страховые компании не устраивает существующий механизм расследования страховых мошенничеств — уголовные дела по признакам таких преступлений возбуждаются в Нижегородской области, по данным рэнкинга РСА, в 38,4% случаев подачи соответствующих заявлений.
— В большинстве случаев на поданные страховщиками в МВД заявления о случаях страхового мошенничества выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, — констатирует директор отделения СК «Абсолют Страхование» в Нижнем Новгороде Сергей Питюнов.
По его мнению, ситуацию необходимо менять с помощью комплекса мер. Одна из них —создание специальных информационных баз о лицах, причастных к страховому мошенничеству. И, естественно, необходимо открыть доступ к ним всем участникам страхового рынка.
Алексей Рыжов называет и ещё одну причину: вообще кадровый голод в органах МВД специалистов, которые должны заниматься экономическими преступлениями, и достаточно низкую квалификацию сотрудников в нюансах страхового дела.
— Они подчас не владеют самыми элементарными понятиями страхователей. Мы вынуждены объяснять им базовые понятия, — сетует руководитель страховой компании. — Мы даже сделали методичку. Наши коллеги из службы безопасности сформировали ряд методических материалов, а в Академии МВД все это облачили в методическое пособие, чётко структурировав материал, начиная с азов.
Говорят страховщики и об изменениях законодательства, но на региональном уровне эту проблему невозможно решить, поскольку страховое дело регулируется исключительно федеральными законами.
Тем не менее, как нам сообщили в Законодательном собрании Нижегородской области, за период с 2023 по 2024 год региональные депутаты принимали участие в рассмотрении нескольких проектов федеральных законов по ОСАГО, поступивших из Госдумы.
Сами страховщики возлагают надежды на создание института страховых расследователей.
— Если бы такой уполномоченный и квалифицированный сотрудник работал в каждой страховой компании, то он профессионально и на ежедневной основе занимался бы расследованиями, добывал бы доказательства и направлял полученные данные в МВД для возбуждения уголовного дела, — прогнозирует Сергей Питюнов.
По его мнению, основной законодательной новеллой должно стать придание доказательствам, собранным страховым расследователем, легитимности, чтобы они могли быть положены в основу возбуждения уголовного дела и учитывались судом.
— Как позывает практика, подробная информация, собранная страховой компанией, помогает открывать уголовные дела и доводить расследование до логического конца, — говорит Максим Коновалов. — Но на данный момент правоохранители обязаны самостоятельно провести расследование.
Алексей Рыжов рассказал, как именно страховщики могут помочь полицейским выйти на след мошенников.
— Например, анализируем выборку выплатных дел и видим, что в них фигурируют несколько одних и тех же граждан в разных ипостасях: то он страхователь, то допущенное к управлению лицо, то потерпевший, то свидетель, случайно заснявший на видеорегистратор момент ДТП. Или один и тот же старый автомобиль то и дело колошматит другие машины. И эти ивановы-петровы-сидоровы водят хороводы в разных делах. Мы приносим свой анализ в МВД, подаём заявление, и полицейские начинают проверку этих лиц на предмет сговора и коммуникации между ними, — рассказал Рыжов.
Алексей Рыжов большие надежды возлагает на законопроект о страховых расследователях, на работу, которую ведёт Всероссийский союз страховщиков, чтобы придать им статус субъекта оперативно-розыскной деятельности. Это значительно упростит коммуникацию с полицией и позволит увеличить количество раскрываемых случаев страхового мошенничества.
Удальство или преступление?
— Мошенничество в нашем менталитете многими рассматривается как удальство, хотя это экономическое преступление. И мы бы приветствовали более серьёзное отношение к таким преступлениям со стороны как ведомств, так и граждан. Было бы логично усилить наказание за это, — уверен Максим Коновалов.
По его словам, иногда фигурантами уголовных дел по страховому мошенничеству становятся люди, которые изначально не планировали преступных действий, их втягивают недобросовестные граждане, в том числе посредники и автоюристы, хотя такого правового статуса официально и не существует. Эти специалисты возникают сразу после ДТП как бы «из ниоткуда» и всячески навязывают свою помощь. Их цель — собственное обогащение. Если довериться таким людям, можно случайно стать соучастником мошеннических действий.
Человек, попавший в ДТП, находится в стрессе, в состоянии аффекта. И тут появляется кто-то, кто говорит: «Я юрист, вот договор, уступи мне право требования за 20 тысяч рублей, а уж я разберусь с этими извергами из страховой».
—А потом оказывается, что за 20 тысяч он переуступил право требования к страховой компании и не знает, что в конце года ему придёт требование от налоговиков уплатить 13% с дохода, который получит его «добровольный помощник» в виде пени и штрафов. А это может быть в несколько, а то и в десятки раз больше полученных на месте ДТП 20 тысяч рублей, — описывает весьма стандартную ситуацию Алексей Рыжов.
А поскольку недобросовестные автоюристы часто завышают ущерб от ДТП с помощью поддельных экспертиз, то, если страховая компания этот факт докажет в суде с ответным иском, пострадает автомобилист — ведь посредник свой судебный иск подаёт по доверенности от имени автомобилиста. И мошенником назовут его, а не добровольных помощников. И это уже не только денежные потери.
Алексей Рыжов уверен, что большинство клиентов страховых компаний не понимают смысла терминов «франшиза», «страховая премия», «страховой взнос», «страховая выплата». И автоюристы на этом играют. Более того, часто владелец пострадавшего в ДТП автомобиля приходит, чтобы получить деньги по ОСАГО, не понимая, что они застраховали свою ответственность, а не свой автомобиль. И если у второго участника нет полиса, то денег от страховой компании пострадавший никогда не получит.
— Так называемые автоюристы формально закон не нарушают, они просто бесстыдно пользуются лазейками в законодательстве, — возмущается Алексей Рыжов.
Самыми распространёнными является случаи мошенничества в автостраховании, они составляют львиную долю страховых мошенничеств. Однако в последнее время любители «лёгких» денег обратили своё внимание на страхование недвижимости и добровольное медицинское страхование (ДМС).
— Работа по противодействию мошенничеству в «моторном» страховании, где достигнуты достаточно существенные результаты, заставила жуликов искать новые ниши для своего «бизнеса». Но каждому действию должно быть противодействие, как нас учили в школе. Значит, нашей рабочей группе по противодействию мошенничеству в сфере страхования есть чем заниматься. И я уверен, делать это мы будем в плотном взаимодействии с законодателями, правоохранителями и судами, — заключает Алексей Рыжов.
В Нижегородской области за год осуждены две группы страховых мошенников
Крупные страховые мошенничества совершаются хорошо организованными преступными группами, в которых расписаны роли каждого из участников, считает Алексей Рыжов, руководитель рабочей группы по противодействию страховому мошенничеству, объединившей усилия всех страховщиков региона.