Если из-за сопротивления Венгрии и Словакии принять новые санкции на уровне ЕС не удастся, государства Балтики готовы действовать самостоятельно.
Ждут ли Россию новые санкции на Балтике
Где сейчас находится танкер Eagle S, который рождественским утром 2024 года, по версии финских властей, повредил два силовых кабеля, передающих электричество из Финляндии в Эстонию?
Он, как ни странно, продолжает стоять на якоре в финском Порвоо. После того как судно задержали финские власти, ему пришлось встать на стоянку в финских территориальных водах до окончания разбирательства. Там он находится и по сей день.
Примерно с этого же времени — декабря прошлого года — европейские страны начали активно разрабатывать новые планы, как им остановить так называемый российский теневой флот на Балтике.
«Теневым флотом» называют танкеры, которые используются для обхода существующих санкций и иных ограничений в торговле нефтью и нефтепродуктами. Термин «Теневой флот» появился, когда США в прошлом десятилетии ввели санкции против Ирана и Венесуэлы, чтобы помешать им поставлять нефть на ключевые рынки без штрафных санкций. После начала СВО и наложения санкций на Россию по торговле сырой нефтью и нефтепродуктами, «теневым флотом» стали называть танкеры, заходящие под загрузку в российские порты.
В качестве аргументов приводится плохое техническое состояние таких танкеров и опасность для экологии, а также участившиеся акты саботажа против критической подводной инфраструктуры.
Однако истинная цель, считают эксперты, — принудить РФ держать потолок цен в 60 долларов за баррель российской нефти.
И в политическом, и в юридическом плане задача для правительств североевропейских и балтийских стран неоднозначная.
Что случилось с танкером «Koala» в Усть-Луге?
Накануне нефтеналивной танкер «Koala», загруженный в Усть-Луге 130 тысячами тонн мазута, чуть было не устроил экологическую катастрофу в Балтийском море.
Судно под флагом Антигуа и Барбуды должно было доставить груз мазута в Египет. При запуске главных двигателей танкера в машинном отделении раздался взрыв, корпус оказался пробит ниже ватерлинии, начала поступать вода.
Случись это в море, танкер скорее всего бы утонул, а экология Балтийского моря была бы серьезно нарушена. К счастью, авария случилась в порту, власти ведут расследование. Официальные причины взрыва в машинном отделении танкера «Koala» пока не названы.
Как сказал «Новым Известиям» эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков, «кто-то попытался оправдать ту версию, по которой только собираются останавливать движение российских танкеров».
Из трех линий нападения, откуда теневому флоту РФ ждать неприятностей, экологическая линия борьбы для танкеров, везущих российскую нефть и нефтепродукты, самая опасная. Если суда попадают под подозрение как нарушители международного экологического законодательства, европейские страны могут их задерживать, пусть даже и временно. Это им позволяет делать Международное соглашение о предупреждении загрязнения моря МАРПОЛ.
«В международных проливах проход любого судна регулируется международными конвенциями, и государства не имеют права останавливать суда, если они не нарушают МППСС (Международные правила предупреждения столкновения судов в море), СОЛАС (Международная конвенция о сохранении жизни в море) или МАРПОЛ (Международное соглашение о предупреждении загрязнения моря)», — рассказал «НИ» капитан Сергей Виноградов.
Юристы считают, что прибрежные государства могут проверять соблюдение экологических требований для предотвращения загрязнений, но не более.
«И главное, что сама конвенция прямо устанавливает недискриминационный характер таких требований и, соответственно, проверок, поэтому если со стороны прибрежного государства речь идет о каких-то законах, ограничениях, они должны быть одинаковыми, исполнимыми для всех стран, всех судов. Иначе это будет выходом за пределы исключительной юрисдикции флага и нарушением как региональных соглашений по проливам, так и в целом UNCLOS, то есть дискриминацией, и больше подпадать уже под признаки пиратства», — рассказал «НИ» управляющий партнер, адвокат АБ СПб «Инмарин» Кирилл Маслов.
Даже сами европейские бюрократы сомневаются в том, что борьба с теневым флотом хоть как-то отражает суть конвенции.
«Вот они и рассматривают такую ситуацию: давайте мы будем считать, что танкер старый. Но этот аргумент не очень хорошо подходит, потому что танкеры, которые заходят, например, для Польши в Гданьск, в Германию, в балтийские страны, бывают гораздо старее, чем те, которые вывозят российскую нефть», — объясняет Игорь Юшков.
Страховые полисы из России под подозрением
Еще одно направление, которое рассматривают страны Северной Европы, — непризнание российских страховок. Эта линия нападения тесно связана с «отражением экологической угрозы».
Российские страховщики работают с большинством судов теневого флота, независимо от того, под каким флагом они ходят, и страхуют и груз, и сам танкер. Если судно принадлежало раньше «Совкомфлоту», то и само оно будет застраховано в «Согазе» или, например, в «Альфа-Страховании».
Главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов поясняет, что страхование все равно остается смешанным:
«Все страхование грузов из РФ, 90% обеспечивают российские страховые компании. Страхование танкеров определяется страной происхождения танкера. Если танкер ходит под другим флагом, но в свое время принадлежал „Совкомфлоту“, он будет застрахован Россией. Если танкер греческий, он будет застрахован в Европе. Риски страхования также распределяются, есть очень много страховых полисов, которые оформляют британцы. Это половина страхования по иску, как в ОСАГО, только от экологического загрязнения», — рассказал «НИ» Громов.
Однако европейские страны хотят создать свой пул страховых компаний, и только их полисы будут признаваться в европейских портах, если судну придется, например, зайти на ремонт. Сейчас суда теневого флота не заходят в порты и обслуживаются в нейтральных водах. Получается, что европейцы хотят распространить санкции и на них?
«Если, например, наш танкер застрахован в России, он не зайдет в британский порт, потому что там наша страховка не действует. Мы это прекрасно понимаем и работаем в нейтральных водах. Но, если запрет будет распространяться на нейтральные воды, это нарушение правил морского судоходства. Это будет очень опасный прецедент, и я очень боюсь, что это может привести к непредсказуемой геополитической эскалации», — высказывает опасения эксперт Громов.
Саботаж и страховки
Ужесточение требований к страховкам, над которым работает балтийский пул ЕС, относится не только к экологической угрозе, но и к намеренному повреждению подводной инфраструктуры, как это было в случае с танкером Eagle S.
«Другой аргумент: давайте скажем, что любой танкер, который вывозит российскую нефть, может быть использован для атаки на подводную инфраструктуру, например, скидывать якорь и хватать кабели, которые проложены по дну. Например, между Эстонией и Финляндией два кабеля постоянного тока, про которые мы говорили, запитывают сети не только в Эстонии, но и в Латвии. Они были повреждены, поэтому будем говорить, что все нефтяные танкеры обязательно представляют угрозу», — разъясняет позицию европейцев Игорь Юшков.
Санкции в защиту санкций
Повреждение кабелей — вещь неприятная в любом случае. Опытные капитаны говорят о том, что инциденты с подводной инфраструктурой во всем мире происходят часто, несмотря на то что все кабели и трубопроводы отмечены на электронных морских картах.
Однако новые планы отражают стремление западных стран сделать санкции против российской нефтянки действенными, чтобы РФ соблюдала потолок в 60 долларов за баррель, «прописанный» ей в 2022 году.
«Основная задача потолка цены была заставить продавать много и насыщать рынок, но при этом не зарабатывать. И понятно, что если они заставят нас продавать по 60 долларов за баррель, то они вернутся к старым правилам, когда они только принимали потолок цен. В 2022 году они договорились, что каждые два месяца потолок цен будет пересматриваться и понижаться на 5%. Поскольку он не соблюдался, смысла понижать его не было. Но если он заработает, то потом будет 55, потом 50 долларов за баррель. Для России этот путь в никуда», — считает Юшков.
Три варианта развития событий
Больше всего эксперты опасаются эскалации событий на море. Если в Европе говорят, что они будут посылать военные суда НАТО на Балтике для досмотра или задержания судов, которые, по их мнению, не соответствуют правилам оформления страховых полисов, то мы также будем посылать военные корабли для сопровождения наших судов. Алексей Громов последние дискуссии называет «тревожным звоночком»:
«Россия не будет в данном контексте прогибаться под очередные инициативы европейцев, потому что они выходят за рамки их юрисдикции. Если эти инициативы обретут юридическую силу, это будет прямое нарушение свободы судоходства и может стать casus belli, радикальным обострением отношений России со странами ЕС, вплоть до открытой военной конфронтации, потому что это будет означать, что нам физически страны будут ограничивать вывоз российской нефти, неважно, по каким причинам. Это не просто российское законодательство, а международные нормы, обеспечивающие свободу судоходства через Датские проливы, через Финский залив. Могут быть непредсказуемые последствия», — считает Алексей Громов.
Москва может просто заявить о недопустимости ограничения для своей нефти. Это связано не в последнюю очередь с экономическими факторами. За последнее время цена на нефть упала. Российская нефть потеряла в цене не только от мировой конъюнктуры, но и от последних санкций Джо Байдена. Сейчас скидка на Urals вернулась к лету 2023 года. Да и издержки вырастут.
По мнению Игоря Юшкова, России придется использовать флот, который соблюдает правило потолка цены, деньги за страховку надо будет опять отдавать международным компаниям, а не российским. Стоимость перевозки повысится.
«Мы будем вынуждены продавать нашу нефть ниже 60 долларов за баррель. В данный момент Россия и так продает около 60, и Brent, от которого мы делаем скидку, стоит сейчас 74-75 долларов за баррель. Если у нас сейчас скидка 13-15 долларов за баррель, вот мы в 60 и выходим. Плюс политически мы заявляем, что не соблюдаем потолка цен. В любом случае для России это означает снижение выручки от экспорта нефти. И дальше встает вопрос: мы будем дальше нефть экспортировать или нет?» — задает вопрос вопросов Игорь Юшков.
Да, значимость нефтяного экспорта для российского бюджета ежегодно снижается, от 50% в 2018 году до 35% в 2024-м. Но более трети поступлений остаются, и большинство контрактов заключается либо в долларах, как с Индией, либо с опорой на доллар, как в случае с юанем, который привязан к доллару. Поэтому снижение экспортной выручки не в планах Москвы.
Есть и третий вариант. Процесс принятия решений в ЕС долгий и мучительный. На самом деле это поиск компромиссов для всех членов союза. В то же время нынешний хозяин Белого дома Дональд Трамп принимает решения практически единолично, если не считать близкого круга. Пока европейцы найдут срединный путь, может так статься, что мир в отношении России и Украины уже изменится и все новые планы станут макулатурой. Иногда полезно подождать.
Экология по $60/баррель. Как Европа хочет заставить теневой флот соблюдать санкции
Балтийские страны хотят ужесточить правила прохождения Датских проливов и Финского залива для судов так называемого российского теневого флота.
11.02.2025
12:18
Новые Известия