Необычно жаркая погода стоит сейчас практически на всей территории страны. И там, где солнце щадит пока сельскохозяйственные культуры, оно не щадит леса, которые местами уже горят, и стремительно мелеющие водоёмы.
Однако основной удар стихии пришёлся всё же на сельское хозяйство. В регионах, в которых объявлена чрезвычайная ситуация, погибло более половины засеянных культур. Это означает, что по сравнению с минувшим годом только зерновых будет собрано в два раза меньше. Как критическую оценивают ситуацию с заготовкой сочных и грубых кормов. И хотя сельскохозяйственные потери напрямую не повлияют на обеспечение внутренних потребностей страны, которые только по зерну составляют 77 миллионов тонн в год, крестьян ожидают непростые времена. Ведь под будущие урожаи брались кредиты, страхование рисков на селе – большая редкость, есть регионы, которые второй год подряд из-за засухи недобирают и половины от прогнозируемых урожаев.
На одном из недавних заседаний Президиума Правительства Российской Федерации уже шла речь об оказании финансовой помощи хозяйствам, пострадавшим от засухи. Причём не только в виде бюджетных кредитов для ряда регионов, но и в виде прямых дотаций для сельхозпроизводителей. Кроме того, по сообщению вице-премьера Игоря Сечина, российские нефтяные компании с начала июля стали предоставлять для села 10-процентные скидки на горюче-смазочные материалы. Минфину и Минсельхозу предложено предусмотреть необходимый объём субсидий на закупку кормов через интервенционный зерновой фонд, чтобы не произошло снижения поголовья крупного рогатого скота. Наконец, в Правительстве говорят и о том, как обеспечить платёжеспособность пострадавших хозяйств, чтобы они могли рассчитаться по заёмным у Россельхозбанка и Росагролизинга средствам.
Однако все эти меры, безусловно, важные для выживания села в сложившихся условиях, – из разряда экстренных. Они не способны закрыть существующие в рыночных механизмах на селе бреши. Речь в первую очередь о системе страхования сельхозпродукции, которая в стране действует очень слабо и едва ли охватывает 20 процентов посевных площадей. С одной стороны, желания страховаться нет у самих аграриев, с другой – изощряются страховые компании, находят лазейки в договорах, чтобы не выплачивать страховые компенсации. Что может разрешить это недоразумение – введение обязательного страхования на селе или более тщательная законодательная проработка существующих нормативных актов по страхованию сельхозпродукции, – пока неясно. Хотя очевидно: «непогодное» страхование – один из действенных рычагов минимизации ущербов в агропромышленном комплексе, более других страдающем от всякого рода форс-мажоров.
Марат АБДУЛЛАЕВ, политический обозреватель
Знойный форс-мажор
В связи с засухой, охватившей 15 регионов Поволжья и юго-востока европейской части России, в 14 регионах уже объявлена чрезвычайная ситуация. Есть предположения, которые основываются на долгосрочных метеорологических прогнозах, что это ещё не полная «жатва» нынешнего засушливого лета.
16.07.2010
16:13
Парламентская газета