Соответствующий законопроект готовится в Минэкономразвития. Как сообщили в ведомстве, во многих странах работают специальные фонды, в которые сами работодатели отчисляют средства на случай собственного банкротства. Когда компания разоряется, из этого фонда работникам выплачиваются деньги.
По словам главы Минэкономразвития Эльвиры Набиуллиной, сегодня министерством прорабатываются такие же механизмы и поправки, учитывая возможные издержки работодателя. Он отметила, что сегодня работники получают свою зарплату при банкротстве компании вне очереди. Однако иногда денег у предприятия не хватает даже на эти выплаты.
Как рассказали в Росстате, суммарная задолженность по зарплате в России на конец августа составила 3,39 млрд руб, при этом больше всего просрочек проходит по статье «отсутствие у предприятий собственных средств» – около 97,6% от общей суммы.
В то же время, по данным Российского союза промышленников и предпринимателей, ежегодно в России происходят больше 10 тыс. случаев банкротств компаний. А в Федеральной службе судебных приставов сообщили, что по данным за первое полугодие 2010 года возбуждено 386 тыс. исполнительных производств о взыскании задолженности по заработной плате на общую сумму 9 млрд. руб. При этом приставы активно изымают у несостоятельных предприятий имущество в пользу работников, в результате чего получено 78,7 млн. руб.
По мнению главного экономиста инвестиционной компании «ФИНАМ» Александра Осина, идея о страховании зарплат появилась потому, что «прогоревших» компаний становится всё больше. Это связано с экономической ситуацией в стране. «Дело в том, что на выходе страны из кризиса всегда увеличивается количество банкротств. Принятие нового законопроекта вызовет рост налоговой нагрузки на бизнес и предприятия, ведь, по сути, это просто новый косвенный налог с работодателя», – отметил эксперт.
По его словам, трудовые проблемы вряд ли можно решить подобными законопроектами. «Нововведение лишь будет отбирать деньги из прибыли компаний. По данным Минфина, доля обязательного страхования увеличилась по итогам 2008 года с 6 до 51%, в 2009 году доля увеличилась ещё на 6%», – сказал экономист.
В свою очередь вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» Владислав Корочкин заявил, что бизнес категорически против нового законопроекта. «Если правительство хочет заботиться о гражданах, то оно должно само выделять деньги на подобные проекты. Однако из бюджета деньги тратить не хотят, поэтому перекладывают все обязанности на бизнес», – пояснил он.
По словам эксперта, увеличение социальных выплат заметно увеличит нагрузку на все предприятия страны. «Это означает, что снизится конкурентоспособность компаний. Даже в странах ближнего зарубежья для многочисленных отраслей действует, наоборот, упрощённая система налогообложения», – сказал Владислав Корочкин, добавив, что очередные взносы с компаний увеличат их издержи. А это, в свою очередь, может привести к ещё более быстрому росту числа банкротств.
Как сообщил адвокат Петр Домбровицкий, сегодня в судебной практике очень часто встречаются дела, когда работник судится с предприятием-банкротом из-за невыплаты заработной платы. «Если есть имущество у компании, то человек легко может отсудить свои деньги. Однако зачастую само здание и оборудование берётся предприятием в аренду, поэтому их продавать на торгах нельзя. Получается, что у разоряющейся компании может совсем не быть средств. В этом случае граждане остаются без денег, – уточняет адвокат. – Никакого правила или страховки на этот случай не было, поэтому подобный законопроект необходим».
Между тем первый заместитель председателя Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей (Роспрофжел) Сергей Черногаев подчеркнул, что все граждане без исключения должны получать свои заработные платы. Однако, по его словам, законопроект не должен распространяться на все компании. «Предприятия бывают разные: одни рисковые, другие более надёжные. Те компании, которые не имеют своего оборудования, а берут его в аренду, действительно имеют шаткое положение на рынке. И вводить обязательное страхование зарплат для них – логично», – сказал он.
Однако крупные предприятия, такие, например, как ОАО «РЖД», не нуждаются в подобной страховке, и отчисления в фонд станут для компании лишними тратами. «Нужен специальный орган для отбора компаний, попадающих в зону риска. Те, кто попадёт в список, и должен страховать зарплаты», – заключил Сергей Черногаев.
В свою очередь президент Межрегионального общественного фонда «Деловая перспектива» Дина Крылова рассказала, что существуют социальные фонды, куда предприниматели систематически отчисляют деньги из фонда зарплаты. «С 2011 года единый социальный налог (ЕСН) повышается, и соответственно взносы с предпринимателей тоже растут. Так, бизнесмены вынуждены будут платить ежемесячно на 8% больше, чем раньше, – говорит эксперт. – Одновременное повышение старых выплат и введение новых обязательных отчислений однозначно приведут к большому росту банкротств и другим негативным последствиям».
Дина Крылова замечает, что страховать зарплаты нужно. Однако страховые выплаты должны входить во взносы для социального фонда. «Нужны все выплаты объединить. Ведь предприятий банкротится не так много, а страховать зарплаты обяжут всех. Страховка должна быть минимальной и незначительной для кошелька предпринимателя, – говорит эксперт. – Также нововведения нельзя назвать справедливыми. В первую очередь у нас банкротятся компании-производители, так как у них самые высокие производственные издержки. Однако законопроект хочет приравнять риск банкротства для всех компаний».
Правительство требует страховать жалование
Эта мера социальной защиты трудящихся необходима в случае финансовой несостоятельности предприятия.
12.10.2010
17:59
Гудок Наталья НАЗАРОВА