С 1 января 2012 года владельцам частных крупных и малых опасных объектов придется приобрести страховой полис. Под эту категорию подпадают не только гидротехнические сооружения, нефтеперерабатывающие заводы и автозаправки, но и любое предприятие, где используется оборудование для нагрева воды выше +115°C. На год позже — с 1 января 2013 года — необходимость страховаться возникнет у госструктур, а также владельцев лифтов и эскалаторов в многоквартирных домах. Страховые суммы, прописанные в документе, варьируются от 10 млн до 6,5 млрд рублей в зависимости от масштаба последствий возможной аварии.
Напомним, что судьба законопроекта складывалась непросто. Впервые на рассмотрение Госдумой документ был вынесен еще в ноябре 2005 года и уже в декабре прошел первое чтение. Второе чтение назначалось и откладывалось более десяти раз. Главными противниками законопроекта выступали представители крупных промышленных предприятий, которые оценивали закон об ОПО как введение нового налога на промбезопасность. Лишь масштабная авария, происшедшая летом прошлого года на Саяно-Шушенской ГЭС, вновь вернула законодателей к доработке документа, который в итоге и был принят.
Сейчас промышленникам ничего не остается как смириться с необходимостью страховаться по тем правилам, которые прописаны в законе. Тем не менее они не теряют надежду на то, что впоследствии их замечания все же будут учтены и ряд моментов в законе удастся скорректировать. «Само по себе страхование — это правильно, но должны быть правильные критерии отнесения опасных объектов к различным группам, для которых существуют различные страховые тарифы. Не имея ничего в принципе против, этот закон лично мне и представителям нашего бизнеса абсолютно не нравится, потому что там, к сожалению, спутаны опасные объекты с опасными производственными объектами»,— говорит глава Российского топливного союза Евгений Аркуша.
По словам промышленников, разница между опасными объектами и опасными производными объектами принципиальная. В последнем случае место закрыто от посещений для посторонних лиц. Тем временем АЗС также считается опасным объектом, являясь торговой точкой. По мнению производственного бизнеса, оценка рисков и тариф для этих двух категорий должны быть разными. «И в этом смысле мы, конечно, этим законом не довольны и будем предпринимать шаги, чтобы были внесены какие-то изменения, не отменяя сами принципы страхования,— говорит Евгений Аркуша.— Закон принимался в спешке и под большим давлением».
Устав раздора
Таким образом, у страховщиков появился весьма привлекательный сегмент рынка, объем которого оценивается экспертами в 21 млрд рублей уже по итогам 2012 года. Всего под действие закона подпадают 300 тыс. опасных объектов и 30 тыс. гидротехнических сооружений. Минимальный объем покрытия, который надо будет предоставить рынку по этим сооружениям, составит 11 трлн рублей.
Теперь перед компаниями стоит задача всесторонне подготовиться к вступлению закона в силу. Одним из первых шагов стало утверждение новой редакции устава Национального союза страховщиков ответственности (НССО), который по принципу Российского союза автостраховщиков в ОСАГО будет регулировать участников нового рынка, разрабатывать правила и стандарты профессиональной деятельности, расплачиваться за своих обанкротившихся членов.
Утвердить устав после нескольких неудачных попыток членам союза удалось лишь в октябре. Как пояснили участники заседания, сложнее всего далось обсуждение принципа формирования президиума НССО и его исполнительных органов. «Страховщики сложно договариваются. Это естественно, потому что мы все конкуренты на рынке. Всегда существует конфликт между Москвой и регионами, между крупными и мелкими»,— объясняет глава «Энергогаранта» Андрей Зернов. Как рассказал «Ъ» глава Росстрахнадзора Александр Коваль, на собрании прозвучало, в частности, предложение формировать президиум союза по доле рынка в этом виде страхования. «Естественно, эта позиция вызывала прежде всего у средних компаний непонимание того, что уже изначально поделили рынок»,— говорит он.
По словам гендиректора «Ингосстраха» Александра Григорьева, вполне логично, чтобы крупные страховщики имели весомый голос в этом объединении. «Это рынок, за который страховщики отвечают перед миллионами людей. Понятно, что это рынок устойчивых и в первую очередь крупных страховщиков, которые могут спокойно взять на себя этот риск и заплатить миллиарды»,— подчеркивает он.
В конечном итоге компромисс все же был найден. «Сейчас примерно треть голосов приходится на крупных страховщиков в президиуме, треть — на региональных, треть — на госорганы и других. С точки зрения представительности всех в президиуме цель достигнута. Это было главное внутреннее противоречие»,— отмечает глава «Ингосстраха».
«В новом уставе было зафиксировано, что до 2013 года президиум НССО будет работать в старом формате, который предполагает наличие в его составе 15 представителей страховщиков, 5 представителей от госструктур и одного президента»,— добавляет глава страховщика «Россия» Юрий Колесников.
Бюрократические сложности
Впрочем, по мнению Росстрахнадзора, вопросы, связанные с изменением устава союза, не самые важные. Впереди предстоит решение куда более сложных задач. Например, одно из требований по допуску компании на рынок ОПО — это опыт. «А что есть опыт работы по добровольному виду страхования? Сборы премий, урегулирование страховых случаев, которых очень мало, а если есть урегулирование, то сколько — один, два, пять, десять? Что есть опыт? Сейчас мы пытаемся понять. Если в целом взять по рынку, то коэффициент выплат по этому виду страхования — 5%. У трех компаний он больше 1%. У абсолютного большинства компаний коэффициент выплат меньше 1%. Это означает, что у них нет опыта?» — размышляет Александр Коваль. У большинства компаний выплат либо не было, либо их было мало, а стало быть, одной из основных вещей — опыта урегулирования крупных убытков — нет.
Второй важный момент, который выделил Александр Коваль,— необходимость разработки и согласования большого количества нормативных документов, главные из которых правила и тарифы. «Это не ОСАГО, где с тарифами было условно просто — типовые градации автомобилей. Здесь химические комбинаты, нефтеперерабатывающие, ГЭС, ТЭЦ, заканчивая АЗС, лифтами, эскалаторами. Это очень разнородные опасные объекты. Плюс если автовладельцы особо не вникали в суть тарифной политики, то здесь есть РСПП, профессиональные объединения нефтяников, автозаправщиков. Здесь будет достаточно сложно заниматься подготовкой тарифов и коэффициентов»,— поясняет он. В документах помимо того, что есть страховая наполненность, есть еще и техническая составляющая, поскольку тарифы должны быть рассчитаны исходя из технических и конструктивных характеристик объектов. Подготовить их и согласовать — очень большой труд. И на все осталось меньше года. По словам Александра Коваля, эти документы как минимум в сентябре будущего года должны быть сданы правительству на рассмотрение. «Времени нет, страховщики уже опаздывают. Потратив время на определение своего значения и своего величия на рынке, потратив три месяца на то, чтобы принять устав, они не занимались сущностной работой»,— подчеркивает глава Росстрахнадзора.
Тем не менее страховщики настроены весьма оптимистично. «Мы ставим перед собой задачу к лету следующего года подготовить 80% всех документов»,— говорит президент НССО Андрей Юрьев.
Преимущество за кэптивом
Уже сейчас очевидно, что рынок ОПО — рынок достаточно ограниченного числа игроков. «Учитывая специфику этого вида страхования, эффективно работать в этом сегменте смогут только финансово надежные компании с соответствующими капитализацией и резервами. Поэтому все компании рынка вряд ли будут допущены к ОПО. Вероятнее всего, речь будет идти о топ-10 или, может быть, о топ-50 рынка. Отсев произойдет на основании требований к членам НССО»,— говорит исполнительный вице-президент группы «Ренессанс Страхование» Наталья Карпова.
Немаловажным фактором является и то, что введение закона об ОПО в действие совпадает с очередным введением требований о повышении уставного капитала страховщиков. Из текста закона следует, что все компании, занимающиеся этим видом страхования, должны иметь лицензию на перестрахование. А это самый высокий барьер уставного капитала — 480 млн рублей.
По мнению Юрия Колесникова, около 62% рынка базово получат кэптивные компании и около 38% от его объема будет представлять собой свободный рынок. «Иными словами, основная рыночная борьба будет происходить приблизительно на одной трети рынка, которая составит по своим размерам от 10 млрд до 15 млрд рублей. Уровень страхования ОПО как вида не предполагает их высокого числа. Можно ожидать, что на этапе становления данного сегмента рынка на нем будет работать около 50 операторов»,— предполагает глава компании «Россия». «Если будут установлены правильные критерии по финансовой устойчивости, этот рынок поделит ограниченное количество крупных компаний,— заявил «Ъ» замглавы «Эксперт РА» Павел Самиев.—10-12 компаний возьмут на себя основную массу этого рынка. Может, еще будет десяток компаний с долей поменьше. Но примерно 20-30 компаний будет практически весь этот рынок».
По словам же гендиректора страховой компании «Гефест» Александра Миллермана, «прежде всего это рынок умелых игроков с развитой системой страхования корпоративных рисков и хорошим перестрахованием». По его словам, это сегмент для крупных и средних компаний. «Не факт, что крупный розничный игрок окажется лучше среднего по размеру корпоративного страховщика»,— считает глава «Гефеста».
В ожидании «опасных» сборов
Летом был принят закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (ОПО). Этого события страховое сообщество ждало почти пяти лет. И первое, что посчитали нужным сделать страховщики,— обозначить свои притязания на долю рынка с минимальными сборами 21 млрд рублей. По оценкам экспертов, основная его часть придется всего на 10-15 компаний.
24.11.2010
08:17
Коммерсантъ, приложение Марина КАДЫКОВА