Лечимся по новым правилам

Закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» вступил в силу 1 января 2011 года. И хотя до реального изменения системы российского здравоохранения еще далеко, первые шаги к воплощению в жизнь стержневой идеи нового закона уже делаются. А идея эта проста и крайне востребована – обеспечить каждому, кто застрахован в системе ОМС, качественную и доступную бесплатную медицинскую помощь. Качественную – значит не абы как, а на должном уровне. Доступную – значит своевременную и без очередей.

14:45
Комсомольская правда-Красноярск Елена ЧИСТОВА
Теперь, имея на руках полис ОМС, вы вправе обратиться за медицинской помощью, находясь в любой точке России, а не только по месту прописки/жительства. К списку государственных и муниципальных медицинских учреждений, где оказывается бесплатная медпомощь, в скором времени добавятся и частные клиники. Гражданин вправе самостоятельно выбирать страховую медицинскую компанию, медучреждение и врача, которые будут его обслуживать.

Вводятся новые полисы единого образца

Старые полисы планируется постепенно заменить на полисы единого образца. Выдача новых полисов ОМС начнется в мае текущего года. Ожидается, что к 2014 году все россияне будут обеспечены этим важным документом, удостоверяющим ваше право получать бесплатно медицинские услуги в любом уголке страны.

При этом, как поясняет председатель краевой ассоциации страховых медицинских организаций Галина Фролова, все полисы, выданные до 1 января 2011 года, на данный момент остаются действующими и будут таковыми до 1 января 2014 года, даже если в полисе написано, что его «срок годности» заканчивается раньше.

А вот у нового полиса срок действия будет неограниченным, это документ из тех, что вручаются раз и навсегда, поэтому относиться к нему нужно как можно серьезнее и бережнее. Если гражданин поменяет место жительства или выберет другую страховую компанию, об этом появятся отметки в соответствующих графах на оборотной стороне.С введением единого полиса ОМС отпадут такие проблемы, как отказ медицинского учреждения обслуживать обратившихся пациентов. Довольно часто возникают проблемы, если человек заболел далеко от дома – в командировке, на отдыхе и т.п. В «чужих» больницах таким пациентам не рады: отказывают в лечении или требуют плату. Теперь подобные действия неправомерны: ни в одном медицинском учреждении, входящем в систему ОМС, больному не имеют права отказать в оказании услуг, не могут требовать за это дополнительной платы. А если это все-таки происходит, пациенту следует сразу же набрать телефонный номер своей страховой компании либо обратиться в территориальный фонд ОМС того региона, где он в данный момент находится. И все немедленно уладится – с законом шутки плохи.

Акцентируем внимание: в законе ясно обозначено – отныне в центре системы здравоохранения находится пациент, а медицинские учреждения и страховые компании «вращаются» вокруг него. Об этом же, кстати, свидетельствует и новый принцип, положенный в основу финансирования учреждений здравоохранения – «деньги следуют за пациентом», иными словами, сколько (и насколько качественно) человек обслужит поликлиника или стационар, столько им и будет выделено средств. Так что принимать «больше и лучше» для медучреждений становится наконец-то выгодным.

В фонде ОМС по Красноярскому краю заверили: отныне все права пациента, прописанные в новом законе об обязательном медицинском страховании, будут особенно тщательно контролироваться государством.

Выбираем страховую компанию…

Итак, работодатель больше не будет обеспечивать своих работников медицинскими полисами. Каждый должен будет позаботиться о себе сам. Самостоятельно выбрать страховую компанию, самостоятельно написать в нее заявление на обслуживание и получить полис обязательного медицинского страхования.

Чтобы определиться с выбором, можно зайти на сайт территориального фонда ОМС (для Красноярского края – www.krasmed.ru),ознакомиться с реестром страховщиков, работающих в регионе, и сделать выбор. А дальше - написать заявление и отнести его непосредственно в понравившуюся вам компанию.

Менять страховую компанию можно один раз в год, и сделать это нужно (если появится такое желание) не позже 1 ноября. Чаще замену страховой компании можно производить лишь в том случае, если человек переехал в другую местность, где его страховщик не работает, либо если у компании закончилась лицензия.

Согласно новым правилам, предусмотрено усиление роли тех, кто отвечает за контроль качества оказания медицинской помощи и, соответственно, за защиту прав застрахованных – в частности, это касается страховых медицинских организаций. Именно поэтому подход к выбору своего страховщика должен быть осознанным, продуманным, взвешенным. Ведь в изменившихся правилах ОМС именно страховая компания, по сути, становится вашим адвокатом в мире медицины. Вы всегда можете обратиться к специалистам страховой компании за консультацией или справкой, пожаловаться на действия врачей, потребовать проведения квалифицированной независимой экспертизы и тем самым подтвердить, или же напротив, развеять возникшие подозрения относительно оказанного вам медицинского обслуживания. В случае выявления нарушений медицинское учреждение будет обязано выплатить весомый штраф.

… поликлинику и врача

Что касается выбора врача и медучреждения: застрахованный имеет право остаться в той поликлинике, к которой он прикреплен, а может перейти на обслуживание в другое медицинское учреждение, написав соответствующее заявление. Выбор лечебного учреждения осуществляется на тех же принципах – не чаще одного раза в год.

А нужно ли нам вообще право выбора? Безусловно. Во-первых, это создаст конкуренцию между государственными медицинскими учреждениями, а значит, заставит их стать внимательнее к пациентам и повысить качество лечения. В конце концов пациент сможет лечиться у того специалиста, которому он доверяет, а не «у того, к которому пошлют». Новые правила заставят руководителей клиник быть внимательнее к специалистам, «на которых идут пациенты». Во-вторых, пациенты смогут обращаться не только в государственное, но и в частное медицинское учреждение, где нередко уровень обслуживания и технического оснащения выше, чем в обычных больницах. Эксперты предполагают, что возможность бесплатно пролечиться в частной клинике по полису ОМС появится у пациентов уже в сентябре этого года. Единственное условие – выбранная вами частная клиника должна входить в список тех, кто пожелал стать участником программы ОМС. А чтобы не оказаться в ситуации, когда вам на выходе предложат оплатить услуги, прежде чем идти на прием к платному доктору, необходимо уточнить в своей страховой компании, а включена ли данная клиника в программу ОМС.

Однако какой выбор врача может быть на селе, если, кроме фельдшерского пункта, в округе ничего иного нет? Здесь специалисты разводят руками. К сожалению, ситуация такова, что в Красноярском крае сохраняется дефицит рабочих рук в системе здравоохранения. По словам министра здравоохранения края Вадима Янина, из 17 тысяч рабочих мест укомплектованность составляет лишь 11 тысяч. Особенно остро вопрос стоит в сельской местности.

Коротко о самом главном

Застрахованный по ОМС имеет право выбора и право замены страховой медицинской организации (не чаще одного раза в год).

Застрахованному предоставлено право выбора медицинской организации и врача.

На всей территории России вводится полис единого образца, не требующий замены при смене страховой медицинской организации и места жительства, гарантирующий получение медицинской помощи на всей территории страны.

Закон гарантирует любому застрахованному по ОМС лицу право на получение бесплатной квалифицированной медицинской помощи.

Если вы столкнулись с проблемой или у вас возникли какие-либо вопросы по оказанию бесплатной медицинской помощи – звоните на телефон доверия «Право на здоровье» 8 800 700 000 3. Звонок по России бесплатный, служба работает круглосуточно!

Гражданин имеет право на получение информации о медицинских организациях, входящих в ОМС, и о страховых медицинских компаниях – об их деятельности, результатах работы.

АДРЕСА ФОНДА И СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ:

Красноярский краевой фонд обязательного медицинского страхования

660021, г.Красноярск, ул.Копылова, д.2-«б»

тел. (3912) 256-69-01, факс (3912) 256-69-01

ЗАО МСО «Надежда»

660003, г. Красноярск, ул. Павлова , д.14;

8-800-350-88-99 горячая линия

8-800-350-88-11 горячая линия

(391) 262-80-12, 258-15-55

ООО МСК «Медика-Восток»

660093, г. Красноярск, ул. Кольцевая, 5

8-800-350-99-50 горячая линия

258-56-02 горячая линия

(391) 236-55-18, тел./факс (391) 236-57-14

ЗАО СО «Корпорация медицинского страхования»

660049, г. Красноярск, ул. Марковского, 33

8-800-700-111-0 горячая линия

(391) 212-17-06, 212-12-37, 2-555-888
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля