Впрочем, если вам что-то не нравится, раз в год вы можете поменять компанию. (А поскольку на сегодня в Ростовской области в сфере ОМС работают семь страховщиков, то за семь лет можно проверить всех.) Также раз в год можно поменять участковую поликлинику (понятно, что на практике этой возможности лишены жители большинства сёл и хуторов, где в пределах досягаемости есть только одна поликлиника) и лечащего врача.
Продлевать полис каждый год, как это делалось раньше, теперь не нужно: он будет бессрочным.
Экстренную помощь вам обязаны оказать в любом государственном медучреждении на территории РФ. Собственно, эта норма уже была записана в законе, но теперь нам обещают, что она наконец будет работать. Посмотрим.
Ещё одно новшество: обязательное медицинское страхование теперь никак не связано с местом вашей работы. Сведения о работодателе в полис не вносятся. Более того, руководство Ростовского областного фонда обязательного медицинского страхования (РОФОМС) разослало в лечебные учреждения официальное письмо о «недопустимости отказов в медицинской помощи гражданам, предъявившим полисы ОМС, выданные в 2011 году без указания работодателя». Видимо, не в меру ретивые администраторы от медицины уже где-то переусердствовали. Если вам попадутся такие – напомните им, что за этот незаконный отказ они будут «подвергаться санкциям в соответствии с Тарифным соглашением».
Наконец, полисы ОМС теперь будут выдавать и не гражданам РФ. Получив временную регистрацию, иностранцы могут отправляться в страховую компанию, где им выдадут полис на время пребывания (законного, естественно) на территории России. По словам представителя страховой компании, выдавшей полис корреспонденту «Крестьянина», эта норма вызвала сомнение у экспертов: получается, что оплачивать лечение «неграждан» придётся всем гражданам – в складчину. Поэтому уже прозвучали предложения брать с иностранцев некий взнос. Будут ли они приняты, пока неизвестно.
Нужно ли менять старые полисы на новые? Нет, не нужно: старые будут действовать ещё около трёх лет. Новые же полисы будут внедрять поэтапно: с 1 мая должны появиться бумажные (правда, страховщики говорят, что пока они и в глаза не видели полисы нового образца, так что, возможно, это произойдёт позже), затем – электронные карточки (можно будет выбирать между картой и бумажным полисом). Наконец, с 2012 года начнут (а к 2014-му планируют закончить) массовое внедрение «универсальных электронных карт гражданина», где помимо прочей информации (персональные сведения, номер пенсионного счёта и т. д.) будут и данные медицинского полиса.
Какую реальную помощь может оказать вам ваша страховая компания? Каждый из страховщиков настоятельно советует звонить ему «в случае любых проблем», возникших в больнице или поликлинике (бесплатные круглосуточные телефоны всех компаний – см. ниже).
Будем смотреть на вещи реально: никакая компания не сделает плохого врача хорошим и не ликвидирует очереди в поликлинике, обслуживающей вдвое больше народа, чем положено. Скорее речь может идти о решении организационных проблем. Например, вы пришли в поликлинику, а там выясняется, что «в базе вашей фамилии нет, значит, полис у вас недействительный» (реальный случай, происшедший с тем же корреспондентом «Крестьянина»). Вот в этом (или другом подобном) случае компания действительно может помочь.
Телефон РОФОМС: (863) 290-45-81.
Страховые медицинские кампании, работающие в системе ОМС Ростовской области
