Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не удовлетворил кассационную жалобу облправительства на решение апелляционного и арбитражного судов по делу о госконтрактах по ОМС. Суды подтвердили позицию антимонопольной службы, заявившей, что заключение договоров со страховщиками нарушило ряд законов РФ.
В 2009 году областная Счетная палата провела проверку Территориального фонда обязательного медицинского страхования, в ходе которой выявило нарушения. В декабре 2007 года ТФОМС и областной минздрав, руководствуясь постановлением облправительства, провели конкурс среди страховых медицинских организаций для оказания услуг по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения региона. Правительство области являлось заказчиком открытого конкурса, уполномоченным на проведение конкурса назначен ТФОМС, а контракты заключались министерством здравоохранения от имени правительства.
По информации СП, было заключено четыре контракта сроком на три года каждый, что противоречит Бюджетному кодексу РФ. «В силу статей 2 и 26 Закона Саратовской области «О бюджетном процессе в Саратовской области», действовавшего в момент проведения конкурса, проект областного бюджета составляется сроком на один год. Проект закона области о бюджете Территориального фонда составляется также сроком на один год. Соответственно, открытые конкурсы по отбору финансовых организаций для оказания услуг по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения также должны были проводиться ежегодно. В то же время конкурсной документацией предусмотрено оказание услуг в течение трех лет, и государственные контракты были заключены на три года», — пояснили „Ъ“ в прокуратуре области.
СП посчитала, что общая сумма перечисленных бюджетных средств по этим контрактам за 2008-2010 годы составила 7,8 млрд рублей, в том числе с нарушением закона перечислено около 5 млрд рублей. Результаты проверки Счетная палата направила в областную прокуратуру, которая, в свою очередь, обратилась в управление антимонопольной службы. УФАС признало правительство Саратовской области и министерство здравоохранения нарушившими Закон «О защите конкуренции», так как заключение контрактов сроком на три года нарушало порядок размещения заказов, сокращало возможности для участия юридических лиц в конкурсах. Кроме того, был нарушен и Закон «О размещении заказов…», так как текст заключенных контрактов отличался от проектов контрактов, утвержденных в конкурсной документации.
В апреле 2010 года УФАС выдало предписание об изменении постановления «Вопросы обязательного медицинского страхования неработающего населения области», нарушающего антимонопольное законодательство — по информации УФАС, отсутствие четкой регламентации и регулирования вопросов, проведение подобных конкурсов в дальнейшем могло повлечь проведение их с нарушением действующего законодательства.
Правительство области, не согласившись с выводами УФАС, обратилось в Арбитражный суд, однако первая инстанция отказала в удовлетворении требований. В жалобе об отмене этого решения отказал Двенадцатый арбитражный апелляционный суд, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа также не удовлетворил кассацию. Кстати, к этому времени правительство уже внесло изменения в постановление, не «понравившееся» УФАС. Вопрос о пяти миллиардах в суде и не стоял, так как, хоть и с нарушением закона, они были использованы по назначению.
У правительства еще есть шанс опротестовать решение, обратившись в вышестоящую инстанцию. Позицию стороны узнать не удалось: пресс-службе губернатора сообщили, что прокомментировать ситуацию не могут, и предложили обратиться в «профильное министерство». В свою очередь, региональный минздрав не успел предоставить редакции ответ до конца дня.
Председатель Счетной палаты Андрей Саухин отметил, что был удивлен решением правительства обращаться в суд. «Договоры со страховыми компаниями, хоть и были заключены с нарушением бюджетного законодательства, но уже были исполнены. Видимо, областное правительство решило судиться со Счетной палатой даже тогда, когда это не имеет никакого смысла. О логике подчиненных господина Ипатова мне трудно судить, тем более суды подтвердили безосновательность их жалобы», — сказал он. По его мнению, чиновники могут понести административную ответственность за неисполнение закона «О размещении заказов…» или же неисполнение законного требования УФАС. «Но здесь нужно учесть срок давности по таким делам, а он сравнительно небольшой», — пояснил господин Саухин.
Прокурор отдела по соблюдению законности в сфере экономики и природоохранного законодательства облпрокуратуры Максим Чернов предполагает, что правительство идет на принцип: «Правительство оспаривает решения нижестоящих судов и постановление ФАС, которое уже исполнило. Обжалование со стороны правительства может объясняться нежеланием признать то, что они действовали с нарушением закона. Это их право». По мнению начальника правового отдела ТФОМС Саратовской области Геннадия Мешкова, вся эта судебная тяжба потеряла смысл: «Повода уже давно нет. Кроме того, внесение изменений в постановление ничего не изменит, так как уже вступил в силу закон, по которому каждый гражданин выбирает страховую медицинскую компанию для заключения договора по ОМС самостоятельно», — сказал он.
Правительство не отсудило страховку
Решение очередной судебной инстанции подтвердило, что правительство Саратовской области нарушило Бюджетный кодекс РФ и Закон «О защите конкуренции». Речь идет о контрактах по ОМС для неработающего населения, заключенных со страховыми организациями в 2007 году сроком на три года вместо предусмотренного законом одного. В результате 5 млрд рублей были перечислены с нарушением закона. У облправительства есть еще шанс опротестовать решение, однако другие участники процесса не видят в этом смысла.
14.07.2011
07:39
Коммерсантъ-Саратов Ася САФИУЛЛИНА