Сбербанк решил освоить новый бизнес — заняться страхованием жизни, войдя на этот рынок фактически с нуля. Крупнейший банк страны покупает у немецкой группы Allianz 100% страховой компании «Альянс Лайф». Интересен факт, что у нее на данный момент почти не осталось «живого» бизнеса. Зато есть все необходимые лицензии. Сумма сделки не раскрывается. Главной задачей Сбербанка будет страхование своих клиентов, как это делают, к примеру, «Райффайзен Лайф» и «Русский стандарт страхование» (входят в десятку крупнейших страховщиков жизни). Участники рынка считают, что новый игрок может выйти в лидеры буквально за год.
Как рассказал «Известиям» гендиректор «Allianz РОСНО Жизнь» (АРЖ), председатель комитета Всероссийского союза страховщиков (ВСС) по развитию страхования жизни Максим Чернин, на получение лицензий и регистрацию правил на различные виды страхования жизни (рисковое, накопительное, пенсионное и др.) у нас в стране может уйти не меньше полугода. Видимо, чтобы быстрее начать работать, «Сбер» и купил у Allianz необходимый пакет.
Покупать крупного игрока также не имело смысла, считают представители отрасли. Рынок страхования жизни еще настолько мал, что проще начать с нуля. «Много воды утечет, пока разберешься, что у «покупки» внутри», — говорит источник, близкий к сделке между Allianz и Сбербанком.
— Сбербанк России рассматривал несколько стратегий выхода на рынок страхования, вариант покупки небольшого игрока был выбран как приоритетный, — рассказали «Известиям» в пресс-службе Сбербанка. — Относительно доли рынка пока говорить рано, так как стратегия развития будет рассматриваться и утверждаться в последующие месяцы.
Объем рынка страхования в 2010 году составил около 24 млрд рублей. К концу текущего года рынок вырастет на 35–40%. Дальнейшее его развитие во многом зависит от того, какие меры будет принимать государство: предоставит ли страховщикам жизни налоговые льготы, разрешит ли запустить новые продукты (к примеру, unit-linked, то есть гибрид классического накопительного страхования жизни с инвестициями в паевые фонды), допустит ли их к пенсионным деньгам и др. При позитивном исходе в течение 10 лет рынок страхования жизни может расти до 50% в год.
Страховая компания «Альянс Лайф», «дочка» немецкой Allianz, была образована в середине 2000-х. В 2007 году Allianz стала главным акционером РОСНО. В результате было решено весь бизнес группы по страхованию жизни сконцентрировать в компании «Allianz РОСНО Жизнь». Но накопленный ранее портфель «Альянс Лайф» поддерживался до середины прошлого года, пока не стало известно об обязательном требовании увеличить с января 2012 года уставный капитал страховщиков жизни до 240 млн рублей. Смысла вливать капитал в «Альянс Лайф» не было, поэтому руководство группы приняло решение до конца 2011 года перевести весь ее бизнес в АРЖ (сейчас входит в десятку крупнейших страховщиков жизни в России наряду с «Росгосстрах-Жизнь», «Алико», «Альфастрахование-Жизнь», «Согаз-Жизнь» и др.).
Как отметили в пресс-службе Сбербанка, капитализация компании до обозначенного законодательством уровня будет произведена после окончания сделки. С учетом этих инвестиций эксперты оценили, что кредитной организации потребуется примерно 380 млн рублей для удачного старта. Сумму самой сделки специалисты оценили в 120 млн рублей, то есть общие вложения для начала страхового бизнеса составляют 500 млн.
Сбербанк схватился за жизнь
Кредитная организация стала страховщиком, купив лицензию у немецкой Allianz.