Конкурентное поведение компаний на страховом рынке всегда отличалось остротой приемов, а компаниям традиционно трудно договариваться о проведении единой политики в той или иной сфере. В результате проигрывают все: разноплановость позиций и многоголосие мнений раздражают высокопоставленных собеседников из властных структур. Потеря единства ослабляет лоббистские позиции сообщества.
Новый раздор спровоцировала ситуация неодновременной выдачи лицензий Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) участникам рынка ОПО. Те, кто получили лицензии первыми, разослали к клиентам агентов с предложением быстро заключать новые договоры. При этом они намекали на то, что больше лицензий ОПО в этом году никто не получит, а с 2012 года начнут штрафовать не застраховавшие ответственность опасные предприятия. Продавцам полисов ОПО были обещаны комиссионные выплаты в размере до 50% от суммы взноса и скидки по смежным продажам. Директивы такого рода излагались во внутренних документах страховых компаний, в том числе лидирующих на рынке.
«Штрафы за отсутствие полиса ОПО в следующем году применяться будут, но только со второго квартала, - пояснила главный аналитик «Интерфакс-ЦЭА» Анжела Долгополова. - Предельный уровень выплат комиссионного вознаграждения определен постановлением правительства и составляет 20%. При этом следует учитывать, что такие выплаты продающим посредникам не оставляют компании средств для покрытия расходов на сопровождение договора ОПО. Предполагается, что финансировать такие расходы компания будет из других источников: 80% в структуре сбора в ОПО резервируется под возможные выплаты». Вместе с тем аналитик добавила, что «подобная щедрость объясняется желанием захватить рынок».
Однако, как показывает опыт борьбы с завышенными выплатами посредникам, декларированием ограничений мало чего удается добиться. Доказать нарушение, допущенное продавцом, достаточно трудно. Неслучайно в закон об ОСАГО инициируется поправка, позволяющая союзу проводить контрольные закупки.
Юристы автостраховщиков со своей стороны пытаются выстроить доказательную систему защиты в суде следующей позиции. Необоснованные выплаты посредникам приводят к недополучению премии страховщиком и недорезервированию по конкретным договорам. Либо компания должна показать, какими средствами она покрывает недополученное, либо такая политика квалифицируется как сознательное нанесение ущерба клиенту. Но все это - дело будущего.
Борьба в ОПО живо напомнила начало эпохи ОСАГО и возмутила страховщиков, стоящих в очереди на получение лицензии. В досаде они начали подозревать ФСФР в умышленном затягивании выдачи лицензий на ОПО.
Однако орган надзора свое обещание держит, документы на выдачу лицензий рассматриваются в беспрецедентно короткие сроки. Кроме того, преградой оказались неснятые предписания надзора, которых, как сказала заместитель руководителя ФСФР Юлия Бондарева на одном из публичных выступлений, у ряда крупных страховых компаний насчитывалось от 5 до 70.
«Наличие одного неснятого предписания на любую тему может послужить основанием для отказа в выдаче лицензии страховщику», - пояснила Ю.Бондарева и добавила, что орган надзора занят усовершенствованием системы санкций.
А пока, как заявил агентству «Интерфакс-АФИ» генеральный директор компании «АльфаСтрахование» Владимир Скворцов, участники рынка в ожидании лицензий нервничают. «Конечно, тревожно. Ничего мы не можем без лицензии: ни бланки полисов получить, ни договоры заключать», - сказал он.
В.Скворцов отметил, что «предварительные переговоры с клиентами в ОПО проведены, однако уверенности в том, что конкурент с лицензией не переманит клиента, нет». («АльфаСтрахование» получило лицензию на ОПО 15 декабря - прим. ИФ-АФИ).
По мнению генерального директора компании «Ингосстрах» (INGS) Александра Григорьева, «неправильно упрекать надзор за проблемы, которые создают сами участники рынка». Он признал необходимым для всех участников процесса договориться о принципах поведения на рынке и их придерживаться. «Я думаю, это придется сделать», - подчеркнул глава «Ингосстраха».
Тем не менее, прогноз одного из юристов крупной страховой компании таков: если к концу года часть игроков на рынке ОПО так и не получит лицензий, кто-то из недовольных может начать жаловаться в госорганы. Эти споры не добавят авторитета страховому сообществу и не укрепят их единства. Перед страховщиками ОПО стоит задача научиться урегулировать профессиональные споры, не вынося их подробности на суд посторонних.
Страховщики ОПО готовятся заключить пакт о ненападении
Не успели «просохнуть чернила» на первых выданных страховщикам ОПО лицензиях, как пионеры этого движения начали острую конкурентную борьбу с использованием неэтичных приемов. Это обстоятельство вызвало взрыв протестов в сообществе, страховщики осознали необходимость установления норм этичного поведения. Они готовятся разработать и заключить «пакт о ненападении».