Власть имущие, видимо, решили переждать, пока посевные страсти улягутся. Страховать посевы рано или поздно придется, поскольку и федеральная, и местная власти сделали свои неутешительные для крестьян выводы из прошлого засушливого года.
Еще тогда премьер-министр Владимир Путин официально заявил, что государство больше не будет "спонсировать" пострадавших от тех или иных ЧП, мол, это обходится слишком дорого. В том году от засухи пострадало семь процентов посевов от общей площади сельхозугодий России, при этом бюджету пришлось раскошелиться аж на сто дополнительных миллиардов рублей для кредитования селян. Наша область выделила в помощь своим аграриям сто миллионов рублей. Также были пролонгированы кредиты в банках и оплата сельхозтехники. А сколько средств придется потратить государству в случае, не дай бог, конечно, повсеместного неурожая? Понятно, что подобный риск просто недопустим.
Однако процесс страхования пока находится на нулевой точке отсчета. Сказывается негативный опыт селян в сфере страхования. Далеко не все добивались выплаты компенсации при наступлении страхового случая: одни не могли доказать неурожай, иным вменялось в вину невыполнение условий страхования, а именно - несоблюдение агротехнологий.
- На федеральном уровне нет механизма, который бы защищал сельхозпроизводителей от недобросовестных страховых компаний, - говорит Александр Жарков, заместитель председателя ЗС - председатель комитета по вопросам аграрно-промышленного комплекса. - Даже специалисты крупных агрохолдингов с хорошей юридической подготовкой порой не могут доказать наступление страхового случая. Они вынуждены идти по длинному пути судебных тяжб, что уж говорить о хозяйствах с небольшими финансовыми возможностями...
Для того чтобы предотвратить обман, как со стороны страховщиков, так и со стороны сельхозпроизводителей, необходимо создать некую организацию с разветвленной сетью филиалов, которая прямо на полях отслеживала бы соблюдение агротехнологий, а затем, в случае ЧП, могла заступиться за селян. Либо вверить сельское хозяйство одному страховщику, как это происходит в Испании. Тогда процесс станет более упорядоченным и открытым.
А так Оренбуржье от сносного страхования, которое вначале охватывало треть посевов от общей площади, перешло к критическому - в 512 тысяч гектаров (около 200 тысяч, из которых составляли озимые посевы). Последнее совпало с роковым для АПК 2009-м. Официальных данных по поводу того, как обстоят с этим дела теперь, пока нет. Судя по нашему беглому опросу - не очень хорошо. Правда, в некоторых хозяйствах негативный опыт учли. К примеру, в СПК "Приуральский" Оренбургского района. Его руководитель Бекпай Джуламанов пояснил, что климатические условия нынче не балуют, да и федеральные власти в этом вопросе категоричны. Потому они решили включиться в схему страхования.
- На днях мы направили запросы в районные администрации, с тем чтобы выяснить количество застраховавшихся хозяйств, - сообщает Валерий Ушаков, директор Оренбургского отделения ФГУ "Федеральное агентство по государственной поддержке страхования в сфере АПК". - Предварительно могу заверить, что положительные сдвиги в этом вопросе имеются. В нынешнем году к нам поступало немало обращений сельхозпроизводителей: кто-то просил подыскать более надежного страхового агента, иные - правильно составить договор. Думаю, вскоре и в России страхование станет обычной процедурой, как и во всем цивилизованном мире.
Впрочем, от всего цивилизованного мира наших сельхозпроизводителей отделяет огромная пропасть безденежья. Такова нынче ценовая политика в отношении всей продукции АПК. Даже трудно понять, что выгоднее - хороший урожай или неурожай.
Казалось бы, участие государства в этом механизме ощутимо: закон о развитии сельского хозяйства позволяет компенсировать за счет бюджета не менее 50 процентов затрат аграриев на страхование от неурожая. Но в случае урожая крестьяне теряют большую сумму, которая в итоге приплюсовывается к затратам на агротехнологии. Учитывая, что стоимость зерна вот уже на протяжении нескольких лет производителей не устраивает, они оказываются в проигрыше. Помню, как возмущались руководители хозяйств на семинаре по посевной в Илекском районе.
Вопрос у всех был один: где взять деньги на страхование посевов, когда даже на закупку запчастей копейки порой не находится?
Все эти проблемы тормозят развитие агрострахования в России и вместе с тем делают наших аграриев более уязвимыми. Да и продовольственная безопасность страны ставится под удар. Ведь речь идет не только о растениеводстве, но и о животноводстве, где рисков больше, а возможностей выправить ситуацию своевременно - меньше. Так что пока крестьяне терзаются сомнениями, а страховщики - ожиданиями.
Татьяна ЛАКТИОНОВА
Крестьяне - в сомнениях, страховщики - в ожиданиях
Этот посевной год по понятным причинам в области начинался нервно. Так нервно, что представители страховых компаний лишь раз выступили перед крестьянами с призывом страховать, а не то: Последующие семинары по подготовке к посевной кампании проводились без их участия. Но это не означает, что от услуг страховщиков откажутся вовсе.
02.06.2010
15:27
Южный Урал, Оренбург