В пятницу утром стало известно, что у клиентов компании ITC («Международный клуб путешествий»), специализирующейся на экзотических направлениях, возникли проблемы с заселением в отели на Кубе и в Доминикане. Всего за рубежом на этот момент, по данным компании, находилось 117 клиентов, проблемы с заселением возникли у полусотни туристов. Некоторых из них сотрудники отеля попросили оплатить проживание, хотя туристы сделали это еще дома, расплатившись с туроператором. Гендиректор ITC Алексей Парфененок в письме клиентам и партнерам заявил, что в связи с финансовыми трудностями могут быть не оплачены отели, в которых планировалось размещение туристов, поэтому отдельные отели могут отказаться заселить туристов без оплаты на месте.
Возникшие проблемы у клиентов с билетами на руках компания предложила решить двумя путями. Парфененок в своем письме рекомендовал поехать отдыхать и на месте заплатить за проживание еще раз из своего кармана, а по возвращении получить компенсацию в страховых компаниях «Мегарусс-Д» и «ГУТА-Страхование», именно в них застрахована ответственность туроператора на сумму 30 млн руб. При этом, по оценке туроператора, нынешний объем его обязательств не превышает 15 млн руб. Другой вариант — не ехать и получить компенсацию в страховых компаниях в полном объеме.
Сейчас компания ведет сбор документов и принимает решение о механизме выплаты компенсаций туристам. Однако уже сегодня проблемы клиентов ITC с оплатой отелей могут быть решены с помощью коллег-туроператоров, говорят в Ассоциации туроператоров России. Операторы готовы помочь, так как понимают, что страхового покрытия ITC хватает на покрытие всех его обязательств. Подобный механизм действий показывает, как могут решаться проблемы клиентов компаний, попавших в затруднительную ситуацию.
По мнению вице-президента Ассоциации туроператоров России Владимира Канторовича, первое, что нужно сделать, чтобы не страдал потребитель, это гарантировать, что финансового покрытия хватит всем туристам. Для этого необходимо привязать размер страхового покрытия к обороту туроператора. Кроме того, на законодательном уровне необходимо установить критерии для страховых компаний, которые будут иметь доступ к страхованию ответственности туроператоров. Эти критерии должны допускать на рынок только надежных страховщиков.
Еще одна необходимая норма — предоставление права регресса страховым компаниям в случае, если банкротство туроператора было умышленным. «Таким образом, мы создаем систему, в которой клиенты обанкротившихся компаний со стопроцентной вероятностью получат свои деньги назад», — говорит Канторович.
Следующий вопрос — ускорение выплат пострадавшим туристам. Сегодня на это требуется до нескольких месяцев. По мнению Канторовича, необходимо создавать саморегулируемые организации на туристическом рынке. Речь должна идти не об одной СРО на весь рынок, где работает около 2,5 тыс. компаний, а нескольких, которые будут объединять по 25–50–100 игроков. В рамках каждой саморегулируемой организации можно было бы создать компенсационный фонд, из которого производились бы выплаты «по первому требованию». То есть при возникновении финансовых трудностей у клиентов компаний — членов СРО. Потраченные таким образом средства будут компенсироваться за счет гарантийных выплат страховых компаний.
Александр Коваль, глава экспертного совета по страхованию при комитете по финансовому рынку Госдумы РФ соглашается с предложенными Канторовичем мерами. «Когда будет создана СРО, никто из ее членов не примет в состав организации компанию, у которой даже теоретически могут быть проблемы, потому что им потом придется за нее платить. Поэтому таким естественным путем произойдет очистка рынка от недобросовестных игроков», — говорит Коваль.
Напомним, что предложения по увеличению фингарантий и созданию саморегулируемых организаций содержались в поправках ко второму чтению в Госдуме законопроекта «Об основах туристской деятельности». Согласно плану работы Госдумы, он должен быть рассмотрен во втором чтении завтра, 10 апреля. Однако с большой долей вероятности обсуждение документа перенесут. Вокруг законопроекта развернулась бурная дискуссия, и до завтрашнего дня создать согласованный вариант поправок сторонам вряд ли удастся.
Местная анестезия
На российском туристическом рынке появилась еще одна проблемная компания — туроператор ITC приостановил отправку туристов в связи с финансовыми трудностями. Но в отличие от последних скандалов проблему, похоже, удалось решить малой кровью. Помогли коллеги по цеху, уверенные, что в случае банкротства ITC страхового покрытия хватит на всех. Такую модель взаимодействия, которая, собственно, укладывается в рамки создания института саморегулируемых организаций, можно перенести на рынок в целом, уверены эксперты.
09.04.2012
08:20
РБК daily Евгений МОИСЕЕВ, Анна ЛЕВИНСКАЯ, Марина КАДЫКОВА