Проектом постановления предполагается установить конкурентные правила для отдельных видов соглашений страховщиков.
Согласно проекту документа, сотрудничество страховщиков в рамках совместного страхования или перестрахования рисков должно осуществляться исходя из следующих принципов: разделение по видам деятельности на страховую и перестраховочную; разделение по видам страхования или страховым рискам; отсутствие обязанности страховать все риски на условиях соглашения и через его участников, а также дополнительных барьеров выхода из соглашения; участие только в одном соглашении по определенному риску в границах соответствующего рынка.
Согласно тексту проекта постановления, соглашение о совместном покрытии риска признается допустимым, если, в частности, совокупная доля участников соглашения не превышает 20% на соответствующем товарном рынке. При этом такой барьер не должен быть превышен на протяжении всего срока действия соглашения.
При этом недопустимы соглашения, в которых предусмотрены пени и штрафы за выход из них, а также те, которые ограничивают объемы реализации и потребления услуг.
Не позволяется также разделять рынок услуг по страхованию соответствующего риска по территориальному признаку, поставщикам или потребителям услуг.
В круг недопустимых входят также соглашения о совместном перестраховании риска, которые содержат требования к страховым тарифам по страхованию данного риска либо содержат условия, которые приводят или могут привести к установлению или поддержанию тарифов (скидок, надбавок) по страхованию данного риска.
Необходимость разработки проекта была обусловлена тем, что соглашения страховщиков являются значимым инструментом рыночных взаимоотношений на страховом рынке и могут заключаться в соответствии с законодательством РФ о страховании и обычаями делового оборота. Страховые пулы, как неотъемлемая часть развитого страхового рынка, являются наиболее эффективной формой проведения страхования капиталоемких рисков на условиях сострахования или совместного перестрахования. Страховые пулы являются и наиболее надежной формой совместного покрытия рисков как для страховщиков, так и для страхователей, отмечается в сообщении.
Вместе с тем, подчеркивает ФАС, соглашения между конкурентами, действующими на одном и том же страховом рынке, то есть горизонтальные соглашения, традиционно рассматриваются как наиболее крупный источник антиконкурентного поведения, поскольку подобные соглашения в ряде случаев могут привести к установлению страховых тарифов на определенном фиксированном уровне, разделу страхового рынка по территориальному принципу, видам страховых услуг, категориям потребителей.
Кроме того, такая форма соглашений страховщиков, как соглашение о создании страхового (перестраховочного) пула, на практике может использоваться для раздела страхового рынка и устранения с него конкурентов. Искажение целей создания пула, как соглашения по принятию крупных рисков на условиях долевой, солидарной либо субсидиарной ответственности участников, приводит к использованию этого инструмента страхового рынка как препятствия для входа конкурентов на рынок, в том числе и использование протекционизма органов государственной власти и органов местного самоуправления, отмечается в пресс-релизе.
Таким образом, ФАС решила устранить возможные нарушения антимонопольного законодательства, разработав конкурентные правила для соглашений. Участие в разработке документа приняли министерство экономического развития РФ, министерство финансов РФ и представители страхового сообщества.
ФАС разработала условия допустимости соглашений между страховщиками в рамках пулов
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ разработала и внесла в правительство РФ проект постановления правительства "О случаях допустимости отдельных видов соглашений между страховщиками, работающими на одном и том же товарном рынке", говорится в пресс-релизе службы.