Рынок просядет
Многие участники рынка, опрошенные «КС», заявили, что ждут в этом году серьезного снижения количества хозяйств, которые будут страховать свои риски, даже при помощи господдержки. По оценкам начальника управления страхования аграрных и природных рисков СК РОСНО Леонида Голованова, спад может составить 80–90% по сравнению с прошлым годом. По словам эксперта, у хозяйств, во-первых, отсутствуют средства, во-вторых, с рынка Сибири ушел лидер прошлых лет, работавший в сегменте страхования агрорисков с господдержкой, — ЗАО «Агрострахование-Сибирь». Председатель правления СМАС Геннадий Плотников также ожидает серьезной просадки агрострахования в округе, так как с прошлого года правительство ужесточило контроль за этим рынком, а в ряде компаний, которые на нем активно работали, до сих пор идут проверки законности использования бюджетных средств.
«Продукты, которые предлагали региональные страховщики и которые есть в линейках у федеральных игроков, очень сильно различаются. Основное отличие — «регионалы» оказывали содействие клиенту в оплате полиса страхования. Накануне посевной у крестьян обычно нет средств на покупку страховки, так как приходится приобретать горючее, выплачивать зарплату и т. д. У федеральных компаний такие предложения отсутствуют, поэтому клиенты с некоторой опаской и недоверием относятся к их условиям страхования», — говорит Голованов. Директор управления методологии сельскохозяйственного страхования и урегулирования убытков ОАО «Росгосстрах» Олег Блинков к препятствиям развития агрострахования относит тот факт, что власти на местах не очень охотно поддерживают эти программы. По его словам, программа страхования с господдержкой предусматривает участие в софинансировании региональных бюджетов, а если в них не были заложены деньги, федеральная часть субсидии не предоставляется. «То есть договоры страхования с господдержкой в ряде регионов не заключаются не потому, что страховщики не хотят их заключать или у страхователей нет в этом потребности, а потому, что под это не выделяются необходимые средства», — констатирует собеседник «КС». В «Ингосстрахе» добавили, что в некоторых регионах России до сих пор приходится сталкиваться со скрытым, а порой и достаточно откровенным лоббированием интересов отдельных «избранных» страховщиков. «С этим надо что-то делать — искусственное ограничение конкуренции приводит лишь к увеличению затрат на страхование для селян и перекосу страхового портфеля на уровне области (ведь в случае чрезвычайных обстоятельств, к примеру, почвенной засухи, одной компании будет тяжело отвечать по обязательствам)», — говорит начальник управления агропромышленного страхования ОСАО «Ингосстрах» Деляра Сангаджиева.
Без лидера
Итак, рассмотрим, как обстоят дела с агрострахованием в отдельных регионах Сибири. Для Новосибирска главной новостью этого сегмента рынка стал уход ЗАО «СК «АгроСтрахование-Сибирь». Ранее на его долю приходилось более 90% всех застрахованных посевных площадей только по Новосибирской области. Как пояснил «КС» генеральный директор компании Александр Задков, «в этом году мы решили принципиально не заключать ни одного договора с господдержкой». За последние полгода у страховщика прошло несколько проверок контролирующих органов, инициированных контрольно-счетной палатой РФ, которая посчитала систему господдержки сельхозстрахования, действовавшую в 2007–2008 гг., неэффективной. Вопросы до сих пор не сняты. Одна из главных претензий заключается в том, что в течение этих двух лет 60% субсидий, выделенных 70 субъектам Федерации, пришлось на 11 регионов. При этом три из них были из Сибири — Новосибирская и Омская области, а также Алтайский край, где активно работало ЗАО «СК «АгроСтрахование-Сибирь».
Среди прочего, по словам Задкова, нарекания проверяющих вызвали высокие выплаты, которые производили региональные компании своим клиентам. «Проверяющих не смущает тот факт, что коэффициент выплат по агрострахованию в одной из самых крупных компаний России составляет 25%, то есть на каждый внесенный за страховку рубль сельхозпроизводитель получает 25 копеек возмещения. А у регионалов выплаты доходят до 95%. Естественно, клиенты предпочитали заключать договоры с местными компаниями. Но это посчитали сговором, — комментирует собеседник «КС». — Кроме того, в самих условиях агрострахования много мутных мест, которые позволяют страховщику трактовать возможность выплаты и размер возмещения по собственному усмотрению. К примеру, по ним требуется соблюдать все условия технологической карты: засевать кондиционными семенами, вовремя проводить посевную, химпрополку, вносить удобрения, а нагрузка на один комбайн должна быть не более 300 га. Кстати, при соблюдении всех этих условий, сельхозпроизводитель должен получать около 30 центнеров с гектара. У нас в подавляющем большинстве хозяйств, 50% полей засеваются некондицией, нагрузки на комбайн 700-800 га и т.д., а урожай в среднем в два раза ниже. То есть клиенты заведомо нарушают технологию и страховщики об этом знают, а значит, заранее имеют на руках обоснование для отказа или сокращения выплат».
Частично эту информацию «КС» подтвердил и один из сельхозпроизводителей Новосибирской области, согласившийся дать комментарий на условиях анонимности. Он пояснил «КС», что даже несмотря на наличие необходимых ресурсов, его хозяйство уже около 10 лет не страхует сельхозриски. «Мы много лет исправно платили взносы, но никогда ничего не получали от страховой компании. Даже если что-то случалось, — отметил аграрий. — Они обязательно найдут, что я виноват! То охранника не было, то пожарная сигнализация не так установлена, то здание построено с отступлением от проекта. Все делалось для того, чтобы не выплачивать страховку. Поэтому мы вообще отказались от этой статьи расходов».
В текущем году в Новосибирской области в сегменте агрострахования с господдержкой по-прежнему активно работает СК «Поддержка», которая в основном страхует фермерские хозяйства. Но эта доля рынка невелика. Страховщики предполагают, что в этом году из бюджета региона не будут выбраны средства, выделенные на эти цели из федерального бюджета — около 170 млн — и заложенные в областной бюджет. Фермеры освоят максимум 20–40 млн. Для сравнения: до 2009 года, когда все лимиты на эти цели были урезаны, в Новосибирской области только из федерального бюджета на субсидирование страхования агропредприятий приходило более 200 млн рублей.
В традиционно аграрном Алтайском крае в этом году также ожидают, что количество компаний, пожелавших застраховать свои агрориски с господдержкой, будет минимальным. В прошлом году на эти цели в бюджете региона вообще не было заложено никаких средств, поэтому в край не поступала субсидия из федерального бюджета. В этом году финансирование составит 19 + 19 млн соответственно. «Если активность сельхозпроизводителей будет больше, то у нас есть возможность пересмотреть лимиты, но мы такой тенденции не ожидаем, — ответили на запрос «КС» в администрации края. — Агрострахование — дорогой вид страховки, даже с господдержкой, и не все хозяйства готовы найти сегодня такие приличные суммы. Кроме того, этот страховой продукт сам по себе требует совершенствования. Сельхозпроизводитель, вкладывая деньги, пока не представляет, за что все-таки он платит. Мотивация очень непонятная».
По оценкам экспертов администрации края, наиболее активными участниками в этом сезоне в регионе могут стать РГС, «Ингосстрах» и «Гута-Страхование». Один из лидеров прошлых периодов «Агрострахование-Сибирь» закрыл свой филиал в Барнауле. «Конечно, мы хотели бы видеть в этом сегменте крупных игроков, которые способны обеспечить возмещение клиентам в случае наступления страхового события. Но для любого страховщика заход на этот рынок интересен только при наличии массового клиента, чтобы они могли перестраховать риски за счет собранной массы взносов. При таком количестве страхователей, как сейчас, сегмент практически не интересен, так что пока сложно ожидать большой конкуренции, — говорят в администрации. — Страховые компании сейчас очень тщательно просчитывают все свои риски».
В Омской области в этом году также закрылся филиал «Агрострахования-Сибирь», который совместно с «ЖАСО–М» ранее «держал» около 60% местного рынка страхования сельхозпредприятий. В этом году, по оценкам представителей администрации области, заметна активность в регионе филиалов СК «Югория» и СК «Куранты». Впрочем, в «Югории» «КС» сообщили, что в текущем году занимаются в основном коммерческим залоговым агрострахованием в партнерстве с Россельхозбанком. В этом же сегменте в регионе активно работают «Ингосстрах» и «СОГАЗ-Агро». «По коммерческим договорам мы отмечаем небольшое увеличение, так как они позволяют сельхозпредприятию получить более полный пакет страховок и защититься от большего количества рисков, — отмечают в компании. — По страхованию с господдержкой у нас есть договоры, но они пока не оплачены, и их немного. Желающие есть, но цена на зерно не перекрывает его себестоимость, и сельхозпроизводители еще не продали весь урожай прошлого года. Они хотели бы себя защитить, так как в первой декаде июня в Омской области уже ожидается засуха, но сделать ничего не могут».
Директор Омского филиала СК «Куранты» Александр Седельников добавляет, что у сельхозтоваропроизводителей существенно повысился уровень недоверия к страхованию в связи с тем, что правительство не соблюдает им же выпущенные законы. «По федеральному закону страховая премия субсидируется в размере 50%. В нашем регионе в прошлом году хозяйства получили субсидию в размере 6,7%. Это существенно ударило по доверию аграриев к страхованию, — говорит собеседник «КС». — Кроме того, в связи с падением цен на рынке зерна многие хозяйства разорились, а те, кто более или менее держится на плаву, сокращают посевные площади зерновых в связи с тем, что они не востребованы на рынке. Все это в текущем году приведет к сокращению клиентов у агростраховщиков в регионе как минимум в 2–3 раза».
В бюджете Омской области в этом году на субсидии по страхованию сельхозтоваропроизводителям заложено 11 млн рублей, еще 62 млн должны прийти из федерального бюджета.
Несколько более благоприятной может оказаться ситуация в Кемеровской области. Как пояснили «КС» в администрации региона, в последние несколько лет в Кузбассе стабильно страхуется около 40% от всех посевных площадей. Наиболее активными игроками ранее были «ЖАСО-М» и «Куранты». Пока даже предварительных итогов страхования посевной–2010 нет. Она началась поздно, и официальные данные появятся только к концу июня, так как в договоре страхования должно быть отражено, сколько хозяйство засеяло сельхозкультур. Объем господдержки, выделенной из федерального бюджета и заложенной в областной бюджет, в регионе озвучить отказались.
Впрочем, по оценкам Олега Блинкова, в текущем году очень активных компаний на сегменте агрострахования на рынке страны в принципе не было, так как существуют определенные проблемы при страховании с господдержкой. Например, приказ Минсельхоза на текущий год, который регламентирует правила определения страховой стоимости и размер ставки для расчета субсидий, до сих пор не выпущен, а посевная уже окончилась, в то время как основное требование при страховании с господдержкой - страхование до окончания сева. Программы по страхованию залогов, по оценкам Голованова, не имеют большого развития в связи с тем, что в Сибири банки практически не выдают кредиты под залог будущего урожая, который является основным активом сельхозпроизводителей. «Этот инструмент сегодня не используется, но эту проблему в первую очередь должно решить государство», - констатирует эксперт.
Прогнозы сезона–2010
Прогнозируя развитие ситуации, Леонид Голованов отмечает, что в перспективе на сибирском рынке активизируются федеральные системообразующие игроки, входящие в десятку крупнейших страховщиков России. Впрочем, сама РОСНО только начинает работать в этом сегменте. «Сегодня мы ведем переговоры с клиентами, пытаемся понять их проблемы, чем им интересны предложения региональных компаний. Мы также ведем переговоры с органами местной власти, чтобы подключить их к созданию наиболее эффективных для конкретного региона страховых продуктов, — говорит Голованов. — У этого вида страхования очень большие риски, так что он требует взвешенного подхода». В РГС «КС» также заявили, что в Сибири уже два года не страхуют агрориски. А вот в СГ «УРАЛСИБ» отметили, что намерены увеличить свой портфель по агрострахованию в СФО. «Это относится как к страхованию животных, рыбы, птицы, так и к страхованию урожая. По урожаю для нас сезон еще не закончился, так как при страховании залога банка и добровольном страховании договоры страхования заключаются в течение всего периода вегетации растений, то есть вплоть до начала уборки. Поэтому еще рано подводить итоги. Но могу отметить, что пока мы не испытываем каких-либо трудностей в этом регионе, — пояснил «КС» к. с.-х. наук, руководитель дирекции андеррайтинга страхования имущества сельхозпроизводителей Страховой группы «УРАЛСИБ» Дмитрий Глухов. — Для примера: объем страховой премии группы в 2009 году в СФО по страхованию животных, птицы, рыбы сохранился на уровне 2008 года и составил порядка 5 млн рублей. Сборы по страхованию сельскохозяйственных культур в 2009 году составили 1 млн рублей. Лучших показателей по агрострахованию мы добились в Омской области, где в 2009 году объем страховой премии составил 1 млн рублей, а в I квартале 2010 года — 300 тыс. рублей. Хочу отметить, что этих результатов мы добились без участия в страховании с господдержкой».
Пока довольны результатами сезона–2010 и в «Ингосстрахе». По словам Деляры Сангаджиевой, если под агрорисками понимать всю совокупность застрахованных в компании рисков сельскохозяйственных товаропроизводителей (страхование будущего урожая, сельскохозяйственных животных и птицы, аквакультур, имущества сельхозтоваропроизводителей, включая сельхозтехнику, здания и сооружения, товарные запасы сырья и готовой продукции, и т. д.), то, по данным на 01.06.10, по Сибирскому федеральному округу у компании действует 2082 договора агропромышленного страхования.
Из них 490 пришлось на Барнаул, 175 на Новосибирск, 130 на Кемерово, 122 на Абакан, 117 на Омск, 116 на Красноярск, 85 на Иркутск. «Сравнимые результаты были показаны и в соответствующий период 2009 года. Однако есть все предпосылки к тому, что результаты второго полугодия будут существенно выше, чем в аналогичном периоде 2009 года вследствие общего посткризисного оживления в экономике», -- говорит госпожа Сангаджиева.
Однако прогнозировать ситуацию по итогам агрострахования в 2010 году все-таки весьма трудно. С одной стороны, очевидно, что можно ждать увеличения активности клиентов. С другой — ввиду особенностей страхового бизнеса основная тяжесть кризисного «провала» 2008–2009 годов будет ощущаться именно сейчас. Кроме того, у страховщиков до сих пор в процессе урегулирования остаются сотни убытков по засухе 2009 года. А если к этому добавить неопределенность нормативно-правовой базы, ситуация представляется достаточно напряженной.
Впрочем, участники и эксперты сибирского страхового рынка отмечают, что пока активизация «федералов» на рынке агрострахования округа именно с господдержкой, то есть наиболее доступном для сельхозпроизводителей, не очень заметна. По словам собеседников «КС», филиалы не хотят заниматься схемным страхованием, которого на этом сегментах много. Геннадий Плотников отмечает, что интерес к рынку проявляли Ингосстрах, Росгосстрах, Мегаполис, которые провели встречи и консультации в Межрегиональной Ассоциации «Сибирское соглашение», но пока информации о заключенных ими договорах нет.
«Возможно, я смотрю на ситуацию предвзято, но складывается такое впечатление, что «федералы» просто постарались вытеснить региональных страховщиков из этого очень заманчивого сегмента рынка, — констатирует Александр Задков. — В 2009–2010 гг. из федерального бюджета на страхование с господдержкой ежегодно предполагалось направлять более 5 млрд рублей (хотя по факту из-за секвестирования расходов выделено всего по 2 млрд). Но и это приличные деньги, за которые на падающем рынке стоит бороться».
Другой участник сибирского страхового рынка, пожелавший остаться неназванным, добавил: «Региональные власти на местах не очень активно поддерживали сибирские компании, пытавшиеся защитить свои интересы в сегменте агрострахования. Они рассчитывали, что их место будет занято филиалами, но пока этого не произошло и непонятно, произойдет ли в будущем году. Как это ударит по экономике незастрахованных хозяйств, а значит, и регионов? Я бы даже не хотел прогнозировать. Ситуация, сложившаяся в текущем году на рынке агрострахования, ненормальная, но, может быть, она станет серьезным толчком для того, чтобы кардинальным образом скорректировать правила страхования сельхозрисков в нашей стране».
«Хотелось бы надеяться, что этот год станет переломным в борьбе со «схемным» страхованием. Однако нет сомнения, что страховщики, в первую очередь крупные компании, смогут с честью выдержать все испытания и помогут системе отечественного агрострахования поступательно развиваться, неукоснительно выполняя все обязательства перед страхователями и сохраняя их финансовую устойчивость», -- говорит и Деляра Сангаджиева.
Юлия ДАНИЛОВА
Агрострахование в минусе
В большинстве регионов Сибири посевная еще не закончилась, поэтому назвать окончательную цифру — сколько хозяйств будут страховаться в этом году в рамках программы господдержки — достаточно трудно. Однако уже сейчас с большой долей вероятности можно предположить, что результаты сезона агрострахования-2010 окажутся удручающими.
04.06.2010
13:53
Континент Сибирь, Новосибирск