Страх и риск

Законопроекты о реформе страховой медицины в России пришли в Госдуму и будут приняты в 1-м чтении 7 июля. А это значит, что изменения в здравоохранении начнутся одновременно с перекройкой механизма финансирования бюджетных учреждений — с 1 января 2011 года.

13:13
Московский комсомолец

Лишь 25 мая, неделю назад, базовый законопроект “Об обязательном медицинском страховании в РФ” был размещен на сайте Минздравсоцразвития — вместе с приглашением к дискуссии (“МК” писал об этом документе 27 мая). Дискуссия оказалась недолгой: не успели эксперты изучить текст проекта и высказать свое мнение о его концепции, как он попал в Госдуму — не получив официального одобрения правительства, за подписями группы единороссов во главе с председателем Комитета по охране здоровья Ольгой Борзовой. Аппаратную причину спешки можно понять: и премьер Путин, и министр Голикова просили принять законопроект хотя бы в 1-м чтении до летних каникул, а они начнутся в середине июля. Причем еще на месяц перед 1-м чтением документы нужно разослать в регионы — для получения отзывов…

Текст законопроекта производит впечатление недоработанного. Например, безымянные его авторы из Минздравсоцразвития почему-то решили прописать в нем размеры административных штрафов за нарушение требований закона страхователями, хотя такие предложения требуют внесения изменений в Кодекс об административных правонарушениях.

Напомним: предлагается ввести единый полис обязательного медицинского страхования, с которым гражданин вправе будет обратиться в любое медицинское учреждение или даже к врачу-частнику на территории любого региона России. Для этого, правда, нужно, чтобы это медицинское учреждение или врач-частник изъявили желание работать с деньгами Фонда ОМС и были включены в специальный реестр. Но ключевой вопрос: за что с нас имеют право брать деньги, а за что — нет, пока остается без ответа. Во внесенном законопроекте содержится лишь общий перечень случаев, в которых можно рассчитывать на полис. Изложен он так: “болезни эндокринной системы… новообразования… болезни нервной системы… болезни кожи и подкожной клетчатки… болезни уха и сосцевидного отростка…” Г-жа Голикова, выступая в Госдуме 12 мая, вообще-то обещала, что вместе с законопроектом об обязательном медицинском страховании будет внесен еще один — о внесении изменений в закон “Об основах охраны здоровья”. “Там как раз мы с вами будем обсуждать и отвечать на вопросы о платной медицине, в каких случаях она может применяться”, — объясняла министр депутатам. Но этого законопроекта пока нет, и когда он появится — неизвестно.

Расчеты же, приложенные к внесенным документам, показывают: в ближайшие два года Фонд ОМС не в состоянии даже за счет выросших страховых взносов обеспечить финансирование и того скудного норматива обеспечения государственной программы ОМС в 4059 рублей 60 копеек, который действует сейчас. В 2011 году не хватит около 90 миллиардов рублей, в 2012 году — около 30 миллиардов рублей, и лишь в 2013 году, надеются в Минздравсоцразвития, страховых взносов при сохранении прежнего норматива хватит.

Остается надеяться, что обсуждение касающейся всех россиян реформы системы здравоохранения пройдет в более открытом режиме, не так, как это было с законом о бюджетных учреждениях (его, как известно, не в состоянии понять и объяснить многие из тех, кто голосовал “за”). Перед 1-м чтением проводить парламентские слушания по внесенным документам в Госдуме не планируют — видимо, ограничатся “круглым столом”. По крайней мере так сказала вчера Ольга Борзова.

Марина ОЗЕРОВА

Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля